Формулировка противоречия к задаче, идеального конечного результата (ИКР)

Определение типа задачи.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

Часто у предприятия, находящегося на грани кризиса, нет возможности затрачивать крупные денежные суммы на разработку и внедрение инноваций. Однако возможно осуществлять инновации (всех видов), не затрачивая значительных средств и времени. Эту возможность дает инноваторам теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она была разработана в 1946 году Генрихом Альтшуллером. ТРИЗ позволяет, во-первых, перейти от неясной и расплывчатой проблемы, стоящей перед предприятием (в данном случае как справиться с кризисом?) к конкретным задачам; во-вторых, решить эти задачи с помощью приемов и принципов ТРИЗ; в-третьих, получить сразу несколько идей, из которых следует выбрать наилучшие; в-четвертых, спрогнозировать и предупредить проблемы (в данном случае, связанные с осуществлением антикризисных мер). ТРИЗ-технологии превращаются в универсальную технологию анализа и решения проблем, не зависящую от предметных областей, в которых возникают эти проблемы, но опирающуюся на специальные знания этих областей.

ТРИЗ включает:

 механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;

 механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений (неординарные решения трудно находить без преодоления наших устойчивых представлений и стереотипов);

 обширный информационный фонд —концентрированный опыт решения проблем.

ТРИЗ получила распространение не только у нас в стране, но и за рубежом.

Как сама теория, так и методология преподавания ТРИЗ непрерывно развиваются. Идеи и методы ТРИЗ переносятся в гуманитарные области: искусство, менеджмент, рекламу, public relations (связи с общественностью), педагогику.

Как решать задачи с помощью ТРИЗ? Вот упрощѐнный алгоритм:

В ТРИЗ выделяют два типа задач: изобретательская и исследовательская.

Изобретательская задача — это цель, которую требуется достигнуть, или проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы.

Исследовательская задача — это некоторое явление, и необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат.

Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: "Как сделать, чтобы происходило именно это явление?"

Формулировка противоречия помогает лучше понять корень вашей проблемы и найти ее точное решение.

Пример. Геологи, ведущие исследования на Аляске, жаловались на лис, которые перегрызали кабели, идущие от измерительных приборов.

Противоречие: лисы не должны грызть провода, т.к. этим наносят ущерб людям, и лисы грызут провода (наверное, вкусно).

Разрешение противоречия: в оболочку проводов вводится кайенский перец, самый жгучий из известных сортов. И нападения лис сразу же прекращаются.

Противоречие и ИКР "обостряют" проблему, выявляют самую ее суть и подталкивают Решателя к эффективным решениям. Формулировать ИКР и противоречие можно и в нескольких вариантах — это позволяет найти несколько решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: