Преамбула (или вводная часть)

Раздел 3 Содержание и процесс заключения договоров

Коммерческая (предпринимательская) деятельность организаций торговли, независимо от их организационно-правовой формы, вида собственности и подведомственности, невозможна без надлежащих договорных отношений, поскольку они наряду с законодательными актами регулируют связи между предпринимательскими структурами. Именно в них определяются права и обязанности сторон, их ответственность, сроки исполнения договорных обязательств, порядок расчетов, цены на товары и услуги и т. д. Эффективная работа торговой организации и успех проведения ее коммерческих операций в целях получения прибыли зависят от отношения к договорной работе и в этой связи к оформлению и исполнению договоров и использованию в этой работе законодательства и других правовых актов.

Необходимо учитывать, что уровень договорной работы во многих организациях оптовой и розничной торговли, особенно вновь созданных и с небольшим товарооборотом, не удовлетворяет требованиям рыночных отношений:

• при оформлении договорных сделок торговыми организациями не учитываются нормы законодательства, особенно Гражданского кодекса;

• поставка товара производится на основании устной договоренности;

• договоры по своему содержанию не предусматривают все важнейшие условия, особенности ассортимента, качества товаров, сроков поставки и порядка расчетов;

• торговые организации не учитывают в договорах по ставки и купли-продажи обязанность представления сертификатов соответствия;

• проверка качества при поступлении товаров не производится, что увеличивает удельный вес товаров, не отвечающих по качеству установленным требованиям, с просроченными сроками годности;

• в договорах не предусматривается ответственность сторон за нарушение обязательств, особенно по условиям оплаты товаров.

Вышеперечисленные недостатки в целом отрицательно сказываются на постоянном насыщении потребительского рынка широким ассортиментом качественных товаров. Большие трудности испытывают предприятия торговли при заключении договоров с предприятиями-монополистами. Несмотря на то, что Законом «О конкуренциии ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, навязывать контрагенту условия договора, не выгодные для него или не относящиеся к предмету договора, стороны, как правило, не обращаются в местные органы Федеральной антимонопольной службы России с заявлениями о расторжении или изменении таких договоров. Не уделяется должного внимания таким важным в коммерческой деятельности договорам, как аренда помещений, охрана объектов торговли, экспедиции грузов, договорам подряда, предоставления услуг. На практике в основном заключаются разовые договоры купли-продажи с различными контрагентами, в большей части посредниками, без налаживания и сохранения постоянных хозяйственных связей с изготовителями на основе долгосрочных договоров поставки. К работе по согласованию договорных условий, контролю за исполнением договоров не привлекаются заинтересованные специалисты — юристы, бухгалтеры, экономисты. Во многих торговых организациях отсутствует необходимая база нормативных документов. В результате многие контрагенты, особенно посреднические организации, пользуясь недостаточной правовой подготовленностью представителей торговых организаций, оформляют нередко фиктивные договоры или включают в них формулировки и условия, не только не выгодные для торговли, но и наносящие им имущественный ущерб. Поэтому прежде чем заключить договор, необходимо убедиться в надежности контрагента. Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривают, что данные о государственной регистрации, в том числе коммерческих организаций, их фирменное наименование включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Поэтому самим предпринимателям, руководителям торговых организаций можно обратиться в налоговую инспекцию для получения такой информации.

О своем контрагенте необходимо знать:

• во-первых, убедиться, что та фирма, с которой торговая организация собирается работать, действительно существует; для этого следует ознакомиться с ее учредительными документами (уставом, учредительным договором — эти документы не являются коммерческой тайной) и свидетельством о регистрации;

• во-вторых, следует обратить внимание на то, кто является ее учредителем, каков размер уставного фонда, где располагается офис фирмы, а не просто юридический адрес (может дать налоговая инспекция из указанного реестра);

• в-третьих, объективно владеть информацией о фирме, ее деятельности и руководителях.

При подписании договора необходимо убедиться, что представитель фирмы имеет на это право, поэтому следует попросить его представить соответствующий документ. Если представитель фирмы представляет доверенность, то следует иметь в виду, что согласно ст. 186 ГК РФ доверенность, в которой не указана дата ее выдачи, недействительна. Следует обратить внимание и на срок ее действия: срок действия доверенности вообще не может превышать трех лет; если срок в ней не указан, сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Если переговоры ведет руководитель фирмы (президент, директор), он может выступить без доверенности, поэтому следует ознакомиться с приказом о его назначении или с соответствующим удостоверением, протоколом собрания учредителей или правления. Во многих организациях, особенно где директор работает по найму, учредители в той или иной мере ограничивают его полномочия по распоряжению имуществом, заключением сделок и предоставляют ему эти права только с согласия правления, совета директоров и т. п. И только после этого следует подойти к работе по оформлению самого договора. Приступая к работе по формулированию условий договора, нельзя допускать двусмысленности, нечеткости фраз. Следует иметь в виду, что впоследствии, в случае спора по условиям исполнения договора, контрагент будет пытаться любую неточную формулировку в договоре интерпретировать в свою пользу. Более того, партнер может специально включить в договор неясные (но хорошо понятные ему самому) формулировки и положения, в которых ваши интересы могут быть ущемлены. Весьма часто допускаются неточности при применении в договорах юридических торговых международных терминов, в частности, определяющие базисные условия поставки. Так, нередко применяется предназначенный для водных перевозок торговый термин «СИФ» при использовании сухопутных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного) или при смешанных перевозках (несколькими видами транспорта). При отсутствии в договоре положений, разъясняющих, что стороны имели в виду, могут возникнуть трудности при разрешении споров, в частности по вопросу о моменте, в который товар считается поставленным, и о моменте перехода риска с продавца на покупателя. Арбитражными судами принимается решение о взыскании убытков, явившихся следствием обстоятельств, находившихся вне контроля, если они не предусмотрены перечнем оговорки, содержащимся в договоре. Многие предпринимательские структуры широко используют различные формы договоров. Но при этом необходимо помнить, что договор — это строго индивидуальный документ, к составлению которого следует подходить осторожно и критически, с участием компетентных специалистов; виза юриста является необходимым условием заключения договора. Тщательно проверяются не только все разделы договора, но и все приложения к нему. Следует иметь в виду, что согласно ст. 431 ГК РФ при всяком сомнении в толковании договора суды принимают во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Подписание договора — заключительная стадия оформления, включающая в себя собственноручную подпись первого лица организации или его полномочного представителя, а также оттиск печати этой организации, который подтверждает полномочия лица, подписавшего договор. Бывают случаи, что договор подписан действительно уполномоченным лицом, но печать отсутствует, а иногда наоборот — печать есть, а договор подписан неполномочным лицом. Решающее значение в этом случае закон придает полномочиям лица, подписавшего документ. Поэтому отсутствие печати на подписи полномочного лица однозначно свидетельствует о заключении договора, а наличие печати на договоре, подписанном неполномочным лицом, не делает договор действительным. Подписание договора свидетельствует, что стороны приняли на себя соответствующие обязанности и права, ответственность. В случае возникновения спора договор или его условия являются важнейшими доказательствами. В целях более точного правоустановления текста и условий договора и невозможности в последующем оспорить факт заключения договора или наличия в них тех или иных условий на момент подписания рекомендуется при подписании договора придерживаться следующих правил:

1. Подписи сторон должны быть сделаны полно и разборчиво.

2. Нельзя подписывать чистые листы.

3. В последующей работе необходимо пользоваться ксерокопией, а подлинный договор хранить в сейфе.

4. Если текст договора состоит из нескольких листов, рекомендуется их прошить и заверить подписями и печатями сторон. Можно подписывать и каждый лист договора.

5. Рекомендуется сохранять проекты договора с исправлениями, замечаниями и вставками другой стороны.

Указанные советы и рекомендации по вопросам составления и оформления договоров могут служить только определенным руководством к действию. В каждом конкретном случае следует действовать с учетом спецификации заключенного договора. При составлении договора, оформлении его условий и порядка подписания предпринимателям следует в первую очередь руководствоваться соответствующими нормами Гражданского кодекса РФ. Главы 27, 28 и 29 (ст. 420-452) первой части ГК РФ регулируют вопросы условий договора, его заключения, изменения и расторжения. Вторая часть ГК РФ в разделе ГУ «Отдельные виды обязательств» предусматривает вопросы заключения конкретных видов договоров, в частности, купли-продажи, аренды, подряда, перевозки, займа и кредита, отношений с банками и т. д. Следует подчеркнуть, что при составлении договора необходимо разрабатывать все его положения, с тем, чтобы он, с одной стороны, соответствовал ГК РФ, а с другой — не дал бы возможности другой стороне обернуть «свободу договора» только в свою пользу. В соответствии с п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны заключаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, что и практике торговли встречается довольно редко. В большинстве случаев договор в письменной форме исключается путем составления одного документа, подписанного сторонами, но можно его заключить путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны договора. Любая из сторон свободна в заключении договора. Побуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Условия договора, как правило, определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При составлении договора рекомендуется придерживаться следующей структуры и содержания договора.

Договор поставки состоит из расположенных в определенной последовательности разделов, которые могут быть сокращены или расширены в зависимости от обстоятельств.

Любой договор условно можно разделить на четыре части:

1) преамбулу (или вводную часть);

2) предмет договора;

3) дополнительные условия договора;

4) прочие условия договора.

Наименование договора (договор купли-продажи, поставки, комиссии, транспортных услуг, аренды, совместной деятельности и пр.). Точное название договора дает понять, какие он определяет правоотношения. Однако необходимо помнить, что сущность договора вытекает не из названия, а из его содержания. Но если название отсутствует, договор сначала следует прочитать, чтобы понять, о чем он, а уж затем разбираться с ним по существу.

Дата подписания договора. Она включает число, месяц и год подписания. Со всеми этими реквизитами связано правильное установление момента заключения договора и окончания срока его действия, а значит, и определенные юридические последствия. Место подписания договора (город или населенный пункт). Указание на место совершения сделки — не простая формальность, оно имеет иногда большое юридическое значение. По законодательству того места, где совершается сделка, определяются:

а) правоспособность и дееспособность лиц, заключивших сделку;

б) форма сделки;

в) обязательства, возникшие из сделки (правда, в последнем случае стороны в договоре могут предусмотреть иное положение — ст. 432 ГК РФ).

Полное фирменное наименование контрагента, под которым последний зарегистрирован в реестре государственной регистрации, а также сокращенное название сторон по договору («Заказчик», «Покупатель», «Арендатор» и пр.) Должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих договор, указания на их полномочия на подписание договора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: