Оценочное собеседование может проводиться:
- непосредственным руководителем;
- в рамках регулярной аттестации специально создаваемой для этой цели аттестационной комиссией.
Успех оценочного собеседования решающим образом зависит от руководителя и членов аттестационной комиссии (если это собеседование проводится в рамках аттестации), Можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на то, в какой степени оценочное собеседование решает весь спектр задач, которые стоят перед системой оценки (табл. 10.3.2).
Таблица 10.3.1. Три подхода к проведению оценочного собеседования
- | Заставить | Убедить | Привлечение работников к принятию решений |
Цель | Заставить улучшить работу или поведение. Подавить сопротивление. | Убедить работника в необходимости изменения. Донести свою точку зрения, понять точку зрения работника и прийти к общему согласию. | Стимулировать профессиональный рост и развитие работника. Определить, что работнику нужно для решения проблемы. |
Философия управления | Работники будут изменяться, если удастся преодолеть их сопротивление. Работники выигрывают от критики и должны быть признательны за оказанную им помощь. | если работник узнает о своих недостатках, он захочет исправить их. Каждый может добиться улучшений в своей работе, если захочет этого. | Улучшения работы исполнителя можно добиться, если привлечь его к постановке целей и выработке решений. Обсуждение рабочих проблем ведет к улучшению работы. |
Знания и навыки необходимые руководителю | Знание механизмов мотивации и умение использовать весь спектр стимулов (как позитивных, так и негативных). Умение оказывать влияние. | Активное слушание. Аргументация. Ведение переговоров. | Делегирование, привлечение работников к принятию решений. Навыки анализа проблем и принятия решений |
Принципы воздействия на мотивацию подчиненных | Использование внешних позитивных и негативных стимулов (зарплата, премии, условия труда и др.). | Повышение готовности к сотрудничеству. | Развитие внутренней мотивации через предоставление большей самостоятельности, ответственности и т.п. |
Потенциальные недостатки подходов | Потеря доверия со стороны работника, снижение уровня сотрудничества и готовности к проявлению самостоятельности и инициативы. Подавление независимости мнении. | Потребность в изменении поведения или в улучшении работы может не возникнуть. | У работника могут отсутствовать идеи или быть мало идей (низкая активность). Изменения могут пойти не в том направлении, что ожидал руководитель. |
Таблица 10.3.2. Факторы, влияющие на успех оценочного собеседования
|
|
Факторы | Содержание факторов |
Навыки | Уровень развитии у руководителя/членов аттестационной комиссии навыков: - долевого общения - использований различных методов оценки эффективности - консультирования |
Подготовка | Подготовка руководителя/членов аттестационной комиссии - понимание целей организации и задач, стоящих перед оцениваемым работником - знание стандартов и критериев выполнений работы сбор максимально полной информации относительно - рабочих результатов оцениваемого работника выявление путей получения наибольшей отдачи от оцениваемого работника Подготовка подчиненного - понимание целей работы/заданий - знание критериев и стандартов исполнения работы - знание своих сильных и слабых сторон - понимание связи рабочих результатов и перспектив своего профессионального развитая и карьеры |
Процесс проведения | - Активное участие оцениваемою работника в процессе оценки - Конструктивные установки руководителя/членов аттестационной комиссий и в случай необходимости оказание помощи оцениваемым работникам - Обеспечение того, чтобы получаемое работником поощрение соответствовало результатам оценки |
Достижение согласия относительно содержания работы | - Разработка плана действий для решения рабочих проблем, снижающих эффективность работы - Постановка целей работы на будущее - Определение параметров ожидаемых результатов - Достижение согласия по поводу обсуждаемых проблем |
Контроль | - Установление контрольных сроков - Установление контрольных показателей - Выбор формы контроля - Выявление отклонений |
Подготовка и проведение оценочного собеседования в значительной степени зависит от тех подходов к оценке работы персонала, которые сложились в данной организации. Это может быть собеседование, которое проводится руководителем с подчиненными через определенные периоды времени (квартал, полугодие, год). Это может быть собеседование, которое проводится аттестационной комиссией в рамках регулярной аттестации.
|
|