Цели и задачи, решаемые в процессе оценочного собеседования
План
Оценочное собеседование и интервью
8.1. Цели и задачи, решаемые в процессе оценочного собеседования
8.2. Подходы к проведению оценочного собеседования
8.3. Факторы, влияющие на успех оценочного собеседования
8.4. Подготовка к проведению оценочного собеседования
8.5. Проведение оценочного собеседования
Основной смысл оценки работы персонала состоит в том, чтобы на ее основе руководители имели возможность определить, в какой степени рабочие результаты подчиненных соответствуют установленным требованиям, а организаций могла создать такие программы управления персоналом (стимулирование труда, обучение и развитие работников, кадровое планирование и др.), которые позволили бы повысить потенциал человеческих ресурсов организации.
Важнейшей формой оценки работы подчиненных является оценочное собеседование.
Оценочное собеседование - это структурированное интервью с оцениваемым, решающее вполне определенные задачи. Необходимо получить ответы на следующие вопросы:
|
|
- что планировалось сделать за отчетный период?
- что было сделано из запланированного?
- что из запланированного не было сделано?
- что мешало выполнению запланированной работы?
- что работник должен делать дальше?
Оценочное собеседование с работниками проводится также для того, чтобы сообщить им результат оценки эффективности их работы. Оно позволяет руководителю подвести итоги работы подчиненного, подкрепить желательное поведение, указать на недостатки в работе и разработать совместно с ним план улучшения работы. В тех случаях, когда проведение регулярной аттестации поручается не аттестационной комиссии, а непосредственному руководителю, оценочное собеседование выступает в качестве основного элемента аттестации.
Основой для планирования работы на будущее обычно является процедура подведения итогов, в ходе которой руководитель имеет возможность оценить не только уровень профессиональных достижений подчиненного, но и соответствие его рабочего поведения установленным требованиям. Работникам это помогает лучше понять, что от них ожидают, и что они должны сделать, чтобы достичь необходимых результатов. С другой стороны, это помогает руководителю лучше увидеть, что можно ожидать от работников и какие ресурсы необходимы, чтобы помочь им достичь этих результатов.
Оценочное собеседование исходит из представлений руководителя об управлении людьми и о способах воздействия на их поведение. Эти представления реализуется в структуре собеседования и в содержании задаваемых вопросов. Можно выделить по меньшей мере три подхода, которые при этом могут быть использованы руководителем (табл. 12):
|
|
- заставить;
- убедить;
- привлечь работника к принятию решений.
Руководителю в ходе проведения оценочного собеседования обычно приходится использовать все три подхода» но наилучшего результата при проведении оценочного собеседований можно добиться в том случае, если при его проведении создана обстановка сотрудничества, если руководитель учитывает предложения, мнения и оценки, высказанные подчинённым.
Привлечение работника к выработке решений дает значительные выгоды:
- и руководитель, и подчиненный - оба вносят вклад в успех системы, и оба выигрывают от успеха данной системы;
- приводятся в соответствие цели организации и цели подчиненного;
- подчиненный точно знает, на основе чего будет производиться оценка;
- обе стороны приходит к согласию по поводу того, чего должен достичь подчиненный;
- эта система улучшает взаимоотношений между руководителем и подчиненным;
- может быть определена потребность в обучении или дополнительной подготовке.
Задача руководителя состоит в том, чтобы отслеживать степень включенности подчиненного в процесс выработки решений, обращая при этом особое внимание на факторы, влияющие на успех оценочного собеседования.