факторов. При подготовке к проведению интервью следует учитывать три источника этих влияний: со стороны кандидата, со стороны организации-работодателя, со
стороны интервьюера (табл. 2).
Собеседование с кандидатом на вакантную должность должно быть тщательно
спланировано, чтобы наилучшим образом были достигнуты стоящие перед ним цели.
План проведения собеседования должен содержать прямые и косвенные вопросы
о предшествующей трудовой деятельности, профессиональном опыте, мотивации и
трудовых ценностях, образовании и квалификации, вопросы, направленные на
выяснение качеств кандидата, способствующих успеху в работе, и т.п. Цель
планирования состоит также в том, чтобы исключить вопросы, содержащиеся в
стандартной форме, и снова не спрашивать о том, что кандидат уже указал в своем
резюме.
Таблица 2. Факторы, влияющие на процедуру проведения собеседования
Со стороны Со стороны Со стороны
кандидата организации интервьюера
Пол, возраст,
национальность Политическая, Пол, возраст,
|
|
и т.д. экономическая и национальность и т.д.
Состояние здоровья, правовая ситуация на Состояние здоровья,
самочувствие рынке труда и в самочувствие
Образовательный уровень организации Психологические
Опыт работы Роль процесса отбора в характеристики,
Профессиональные интересы системе управления установки, мотивация и
Карьерные устремления Роль собеседования в т.п.
Психологические системе отбора Предварительное
характеристики, установки, Практика знакомство с кандидатом
интеллект, мотивация и т.п. использования Цель собеседования
Опыт участия в подобных собеседования при Опыт в проведении
собеседованиях отборе такого рода
Восприятие кандидатом Физические условия собеседований
интервьюера, работы проведения Полномочия в принятии
собеседования решений
Тип собеседования
Некоторые организации используют стандартную схему проведения
собеседования, в основе которой лежит типовая форма, содержащая фиксированный набор вопросов к кандидату. Но следует иметь в виду, что на разные должностные позиции может потребоваться разработка новых стандартных форм с учетом
требований к должности. Например, интервью при отборе продавца будет существенно отличаться от интервью при отборе директора магазина или коммерческого директора торговой компании. Кроме того, информация о применяемом наборе вопросов и интерпретации ответов может стать известной кандидатам.
Собеседование не должно создавать у кандидата впечатления, что его опрашивают по заранее заготовленной анкете. Кандидата следует поощрять, чтобы он больше рассказывал о себе, о своем опыте, знаниях, задавал вопросы и предлагал свои идеи.