Тесты интеллекта. Опросники профессиональных интересов

Опросники профессиональных интересов

Эта группа тестов была специально придумана психологами для задач управления персоналом (помощи психолога в процессах подбора и подготовки работника, его профессиональной ориентации, планировании его карьеры). В этой группе есть тесты, выявляющие предпочтения той или иной деятельности и с помощью шкалы определяющие принадлежность к какой-либо профессиональной группировке. В основе лежит отличие психологических характеристик для лиц данной профессии (должности) от представителей других профессий (должностей).

Результатом тестирования по таким методикам является определение предпочтительной, с точки зрения развития данной личности, сферы будущей деятельности (иногда выявляют и те сферы деятельности, которые изначально не рассматривались тестируемым). Другой итог тестирования -исключение некоторых сфер деятельности из числа оправданных для использования работника.

К числу наиболее популярных опросников этой категории в западноевропейских странах относят Бланк профессиональных интересов Стронга и опросник интересов Кьюдера. Ни тот, ни другой не нашли применения в нашей стране. Причина, видимо, в том, что основной проблемой использования опросников профессиональных интересов является проблема устаревания высказываний в сочетании с меняющимся характером профессий. Поэтому при ориентации на такие тесты нужна особая осторожность. Например, упомянутый опросник Стронга. изданный более 50 лет тому назад, с годами был во многом обновлен так, что его последнее издание подкреплено описанием более 100 современных профессий. Для сравнения следует привести такой пример: «Карта интересов», которая используется в отечественной практике для целей профориентации, профотбора и профконсультации, содержит перечень лишь из 24 профессий.


До сих пор нет общепринятого определения понятия интеллект. «Тесты интеллекта» называются еще «тестами общих способностей» или «тестами умственного развития». Наряду с ними используется термин «тесты специальных способностей». В последнее время нередко можно встретить термин «когнитивные тесты». В принципе исторически сложилось деление этих тестов на измеряющие общий интеллект и специальные способности.

С помощью тестирования интеллекта оценивают умственные способности, необходимые для выполнения должностных обязанностей. Некоторые должности требуют навыков различных видов мышления: индуктивного или дедуктивного, абстрактного или конкретного, быстрого или медленного, логического или интуитивного. Анализ результатов тестирования определяется в баллах в соответствии с тестовой шкалой. Кроме того, анализируются методы, которыми пользовался кандидат при решении поставленной проблемы или выполнении задания. В зависимости от типа заданий тесты интеллекта подразделяются на вербальные (например, тест классификация слов) и невербальные (например, матрицы Равена).

Диагностика уровня интеллектуального развития представлена в целом многочисленными тестами интеллекта (тестами общих способностей). Так, тест «Домино» для распознавания комбинаций геометрических фигур (известный также как D 48 или D 70 в зависимости от сложности предлагаемых серий) позволяет оценить особенности дедуктивного мышления и наблюдательности и широко используется за рубежом. Другим видом задания является воспроизведение геометрической фигуры из каких-либо элементов, чаще всего, из цветных кубиков. Из тестов этой категории наиболее часто практикуется тест с кубиками Коса. Упражнение требует расположить кубики (белого, красного или обоих цветов) таким образом, чтобы воспроизвести геометрическую фигуру, представленную на прилагаемом рисунке. Сложность рисунка постепенно возрастает. Этот тест — хороший индикатор скорости мышления и аналитических способностей. Распознавание синонимов или синонимических фраз в предложенном ряду позволяет судить о так называемом «вербальном» интеллекте, о чувстве нюансов, о «тонком уме» в отличие от рационального мышления.

Говоря о тестах интеллекта, следует также назвать такие тесты обших интеллектуальных способностей, как тест Амтхауэра и тест Векслера. Их специфика в том, что они состоят из субтестов, направленных на измерение не одной, а нескольких функций интеллекта, в частности, индуктивного мышления, способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями, оперированию числами и т.п. Кроме того, нельзя обойти вниманием батарею тестов общих способностей GATB (General Aptitude Test Batten), которая широко используется в зарубежной профессиональной психодиагностике. Особенности этого теста в том, что его валидность устанавливалась по профессиональным критериям, а не по академической успеваемости, как это принято в тестах интеллекта.

Однако и здесь центральной проблемой является вопрос о том. какие интеллектуальные способности необходимы данному типу работника для успешного выполнения или успешной профессиональной адаптации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: