Задачи административного права
Административное право
- совокупность правовых норм, регулирующих взаимоотношения исполнительно-распределительных органов гос. управления с гражданами, гос. и не гос. организациями, внутре-аппаратные управленческие отношения.
Система административного права состоит из:
- общей – включает нормы, регулирующие отношения управления в целом
- особой – отношение конкретных сфер управления.
Административное право регулирует общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере гос. управления, которые связаны с процессом осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов гос. и муниципального управления (исполнительные органов) по руководству экономическим, социально культурным и административно политическим правительством. Правовое регулирование общественные отношений в сфере гос. управления осуществляется через нормы, обязательные для всех субъектов регулируемых отношений, если их участниками являются соответствующие органы гос. управления (а именно должностные лица, осуществляющие управленческую деятельность).
|
|
Источники административного права:
- конституция
- федеральные законы
- законы субъектов федерации
- указы президента
- подзаконны актов органов управления (министерств, ведомств и др. органов)
Административное право использует императивный метод правового регулирования. Он определяется спецификой гос. управления, как властной деятельности, в которой присутствует отношение подчинённостей, что предполагает подчинение воли управляемых единой управляющей воле.
Административно правовые отношения возникают в связи с односторонним волеизъявлением гос. органов (должностного лица) в виде приказа – распоряжения, решения, постановления и т.д.
Отсюда административно правовое регулирование рассчитано на такие правовые отношения, в которых положение сторон исключает их физическое равенство, а стороны находятся в отношениях субординации, что их отличает от гражданско-правового регулирования.
- устанавливает правовые отношения гос. управления
- закрепляет систему и структуру органов гос. управления
- определяет порядок их формирования, взаимоотношения, формы и методы деятельности
- закрепляет полномочия и ответственность органов
- представляют собой общественные отношения в сфере гос. управления, урегулированные административно правовой нормой. Административно правовые отношения имеют свои специфические черты:
- отсутствует юридическое равенство сторон
- их характер предопределён доминирующим положением управляющей стороны
- в них в той или иной мере всегда присутствует гос. интерес, ибо они складываются в сфере гос. общественной жизни.
Неравенство сторон проявляется в том, что одна из сторон всегда наделена властными полномочиями, поэтому нельзя считать административно правовые отношения между гражданами, общественными объединениями, если хотя бы одна из сторон не наделена властными полномочиями.
|
|
Административно правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, однако в отличии от гражданско-правовых отношений, здесь согласие второй стороны не является обязательным условием для его возникновения.
Административно правовые споры между сторонами разрешаются как правило в административном порядке, т.е. юридически властного одностороннего распоряжения. За невыполнение требования стороны несут ответственность не перед друг другом, а перед гос.