Методы и инструменты контроллинга

Содержание, функции, задачи,

Зародившись в США в конце 19 века, контроллинг представляет собой деятельность по планированию и формированию целей и стратегий компании, мониторингу текущих событий, целенаправленному управлению для устранения отклонений в работе фирмы.

Современный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий), обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путем управления системой ключевых (финансовых) показателей, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества.

Несмотря на созвучность термина "контроллинг" слову контроль, данные понятия не являются тождественными. В отличие от обычной функции контроля за фактическими результатами деятельности предприятия в процессе управления контроллинг ориентирован на упреждающий контроль, когда необходимо провести регулирующие мероприятия до того как закончится плановый период. Поэтому контроллинг – это управление будущим для обеспечения эффективного функционирования предприятия и предупреждения возникновения кризисных ситуаций.

Для достижения высшей цели контроллинга: сохранение и успешное развитие предприятия, используются следующие функции:

- мониторинг состояния экономического положения компании;

- сервисная функция, заключающаяся в предоставлении информации для управления;

- функция принятия решения или управляющая функция;

- функция внутреннего контроля, охватывающая контроль экономической работы организации в целом, так и ее подразделений;

- подготовка/разработка методологии принятия решений, их координация, а также контроль восприятия этой методологии руководством.

Целевая задача контроллинга – построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.

Основными задачами контроллинга выступают:

- "информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;

- регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;

- выполнение функции интеграции, системной организации и координации;

- планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);

- контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков;

- управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач)".

В настоящее время существует две основные концепции контроллинга: американская и немецкая. Отличительные особенности этих двух подходов четко отражаются на рисунке 1.1. Так американская модель контроллинга включает в себя более широкий круг задач.

На основе американской модели предложена следующая классификация задач контроллинга:

1. Генеральное целевое планирование:

- анализ и контроль внутренней и внешней среды;

- выработка альтернативных локальных целей и стратегий;

- многовариантное планирование;

- система показателей системы планирования и контроллинга.

2. Оперативное планирование:

- планирование и контроль программы;

- имитационное моделирование;

- реинжиниринг бизнеса.

           
   
 
 
   
Налоги и страхование
 
   
Информационные технологии
 
   
Внутренняя ревизия


Немецкая модель

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: