Вид продукции | Плановые показатели | Фактические показатели | ||||||||
Объем реализации, ед., Q0 | Цена, д.е., р0 | Себестои-мость, д.е., с0 | Удельные переменные расходы, д.е., | Постоянные затраты, д.е., | Объем реализации, ед., Q1 | Цена, д.е., р1 | Себестои-мость, д.е., с1 | Удельные переменные расходы, д.е., | Постоянные затраты, д.е., | |
А | 5,5 | 3,5 | ||||||||
Б | 4,5 | 2,5 | 1,5 | |||||||
Итого |
Плановая прибыль составит:
д.е.
Прибыль в связи с изменением объема производства и реализации составит:
д.е.
Прибыль в связи с изменением цены реализации составит:
д.е.
Прибыль в связи с изменением удельных переменных расходов составит:
д.е.
Фактическая прибыль составит:
д.е.
Общее изменение прибыли составит:
д.е.,
в том числе за счет изменения:
· объемов производства и реализации продукции: д.е.;
· цены реализации: д.е.;
· удельных переменных затрат: д.е.;
· постоянных затрат: д.е.
Небольшое несовпадении общего изменения прибыли от реализации продукции, рассчитанных двумя способами, опосредовано различиями применяемых моделей.
Маржинальный анализ, кроме изучения влияния факторов на прибыль, применяется для определения точки критического объема производства и реализации. Инструментом анализа являются графические и аналитические модели взаимосвязи показателей затрат, объема производства и выручки (рис. 7.2).
Графическое представление показателей в математическом выражении имеет вид:
(7.3)
(7.4)
(7.5)
Рис. 7.2 График безубыточности
где – выручка в точке безубыточности;
– переменные затраты;
– постоянные затраты;
– удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;
Q – объем производства и реализации;
р – цена реализации единицы продукции;
md – маржинальный доход на единицу продукции.
Анализ величин в точке безубыточности позволяет решать ряд вопросов:
· определение выручки с целевым значением прибыли:
(7.6)
; (7.7)
где Пцел – целевая прибыль;
Nmd – норма маржинального дохода.
· Установление уровня загрузки производственных мощностей:
; (7.8)
где – уровень загрузки производственных мощностей;
– выручка от реализации.
· Выбор продуктовых групп, которые приносят предприятию наибольшую прибыль;
· принятие решений об объеме выпуска отдельных видов продукции;
· проверка ценовой политики;
· принятие инвестиционных решений;
· исследование комплекса работ по расширению производства;
· определение критической выручки;
· определение запаса и коэффициента финансовой прочности:
(7.9)
(7.10)
где В – суммарная выручка от реализации.
Пример. Постоянные затраты предприятия составляют 600 д.е., удельные переменные затраты на одно изделие – 6 д.е., цена реализации продукции – 9 д.е. Руководство желает достичь коэффициента финансовой прочности в размере 0,44. Требуется определить объем производства и реализации, которые бы обеспечили достижение поставленной цели.
При указанных затратах на изготовление продукции критический объем производства и реализации составит: ед. изделий. Учитывая коэффициент финансовой прочности, предприятию необходимо произвести и реализовать 357 единиц продукции:
д.е.;
ед. изделий.
Маржинальный анализ применяется также и для обоснования решения "производить или покупать".
Пример. Предприятию для выполнения месячной производственной программы требуется 500 деталей. Поставщик поставляет деталь по цене 10 д.е., руководство, зная о возможности производить деталь на своем оборудовании, решает вопрос о прекращении закупок у поставщика.
Обоснованием принятия решения будет являться сопоставление затрат собственного производства и общих расходов на покупку у поставщика.
Удельные переменные затраты на изготовление единицы детали составляют 70 д.е., а постоянные расходы оценены в размере 1000 д.е. В результате производство 500 деталей обойдется предприятию в 4500 д.е., а на закупку оно тратит 5000 д.е. Таким образом, предприятию целесообразнее производить деталь самостоятельно.
На основе разделения издержек на переменные и постоянные используется метод расчета сумм покрытия.
Покрытие издержек (или сумма покрытия) представляют собой разность между выручкой и переменными издержками. Исходя из этого прибыль возникает тогда, когда накопленные суммы покрытия по всей проданной продукции становятся больше величины постоянных затрат предприятия.
В контроллинге различают несколько методов покрытия издержек: одноступенчатый, двухступенчатый и многоступенчатый.
Одноступенчатый метод покрытия издержек позволяет вести учет сумм покрытия в форме краткосрочного учета прибылей/убытков с разделением продукции по видам. Применение метода одноступенчатого покрытия издержек позволяет ранжировать продукты по уровню покрытия издержек и тем самым выделить те продукты, которые приносили прибыль.
Пример. Фирма производит 4 вида продукции: А, Б, В, Г. Результаты производства и реализации продукции представлены в таблице 7.4., где показатель сумма покрытия представляет собой разницу между выручкой и
Таблица 7.4