Исходные данные

Вид продукции Плановые показатели Фактические показатели
Объем реализации, ед., Q0 Цена, д.е., р0 Себестои-мость, д.е., с0 Удельные переменные расходы, д.е., Постоянные затраты, д.е., Объем реализации, ед., Q1 Цена, д.е., р1 Себестои-мость, д.е., с1 Удельные переменные расходы, д.е., Постоянные затраты, д.е.,
А               5,5 3,5  
Б             4,5 2,5 1,5  
Итого                    

Плановая прибыль составит:

д.е.

Прибыль в связи с изменением объема производства и реализации составит:

д.е.

Прибыль в связи с изменением цены реализации составит:

д.е.

Прибыль в связи с изменением удельных переменных расходов составит:

д.е.

Фактическая прибыль составит:

д.е.

Общее изменение прибыли составит:

д.е.,

в том числе за счет изменения:

· объемов производства и реализации продукции: д.е.;

· цены реализации: д.е.;

· удельных переменных затрат: д.е.;

· постоянных затрат: д.е.

Небольшое несовпадении общего изменения прибыли от реализации продукции, рассчитанных двумя способами, опосредовано различиями применяемых моделей.

Маржинальный анализ, кроме изучения влияния факторов на прибыль, применяется для определения точки критического объема производства и реализации. Инструментом анализа являются графические и аналитические модели взаимосвязи показателей затрат, объема производства и выручки (рис. 7.2).

Графическое представление показателей в математическом выражении имеет вид:

(7.3)

(7.4)

(7.5)

 
 


Рис. 7.2 График безубыточности

где – выручка в точке безубыточности;

– переменные затраты;

– постоянные затраты;

– удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;

Q – объем производства и реализации;

р – цена реализации единицы продукции;

md – маржинальный доход на единицу продукции.

Анализ величин в точке безубыточности позволяет решать ряд вопросов:

· определение выручки с целевым значением прибыли:

(7.6)

; (7.7)

где Пцел – целевая прибыль;

Nmd норма маржинального дохода.

· Установление уровня загрузки производственных мощностей:

; (7.8)

где – уровень загрузки производственных мощностей;

– выручка от реализации.

· Выбор продуктовых групп, которые приносят предприятию наибольшую прибыль;

· принятие решений об объеме выпуска отдельных видов продукции;

· проверка ценовой политики;

· принятие инвестиционных решений;

· исследование комплекса работ по расширению производства;

· определение критической выручки;

· определение запаса и коэффициента финансовой прочности:

(7.9)

(7.10)
где В – суммарная выручка от реализации.

Пример. Постоянные затраты предприятия составляют 600 д.е., удельные переменные затраты на одно изделие – 6 д.е., цена реализации продукции – 9 д.е. Руководство желает достичь коэффициента финансовой прочности в размере 0,44. Требуется определить объем производства и реализации, которые бы обеспечили достижение поставленной цели.

При указанных затратах на изготовление продукции критический объем производства и реализации составит: ед. изделий. Учитывая коэффициент финансовой прочности, предприятию необходимо произвести и реализовать 357 единиц продукции:

д.е.;

ед. изделий.

Маржинальный анализ применяется также и для обоснования решения "производить или покупать".

Пример. Предприятию для выполнения месячной производственной программы требуется 500 деталей. Поставщик поставляет деталь по цене 10 д.е., руководство, зная о возможности производить деталь на своем оборудовании, решает вопрос о прекращении закупок у поставщика.

Обоснованием принятия решения будет являться сопоставление затрат собственного производства и общих расходов на покупку у поставщика.

Удельные переменные затраты на изготовление единицы детали составляют 70 д.е., а постоянные расходы оценены в размере 1000 д.е. В результате производство 500 деталей обойдется предприятию в 4500 д.е., а на закупку оно тратит 5000 д.е. Таким образом, предприятию целесообразнее производить деталь самостоятельно.

На основе разделения издержек на переменные и постоянные используется метод расчета сумм покрытия.

Покрытие издержек (или сумма покрытия) представляют собой разность между выручкой и переменными издержками. Исходя из этого прибыль возникает тогда, когда накопленные суммы покрытия по всей проданной продукции становятся больше величины постоянных затрат предприятия.

В контроллинге различают несколько методов покрытия издержек: одноступенчатый, двухступенчатый и многоступенчатый.

Одноступенчатый метод покрытия издержек позволяет вести учет сумм покрытия в форме краткосрочного учета прибылей/убытков с разделением продукции по видам. Применение метода одноступенчатого покрытия издержек позволяет ранжировать продукты по уровню покрытия издержек и тем самым выделить те продукты, которые приносили прибыль.

Пример. Фирма производит 4 вида продукции: А, Б, В, Г. Результаты производства и реализации продукции представлены в таблице 7.4., где показатель сумма покрытия представляет собой разницу между выручкой и

Таблица 7.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: