Исходные данные. Классификация бюджетов

Классификация бюджетов

Оперативный контроллинг

Контрольные вопросы

1. Каковы цели и задачи стратегического планирования и контроллинга?

2. Опишите модель Р. Андертона.

3. Какие методы и инструменты используются в стратегическом планировании и контроллинге?

4. В чем заключается финансовый контроллинг?

5. Какие финансовые показатели и инструменты используются в финансовом контроллинге?

Оперативный контроллинг заключается в создании и поддержании уровня эффективности предприятия. Он ориентирован на оперативное (текущее) планирование, и является основой успеха стратегического контроллинга и стратегического планирования.

К задачам оперативного контроллинга относят учет, анализ, планирование и управление результатами деятельности фирмы, осуществление контроля, выявление и устранение негативных отклонений в работе предприятия. Оперативный контроллинг ориентирован на прошлое и осуществляется благодаря сравнению заданных и фактических контрольных показателей. Поэтому основными элементами оперативного контроллинга являются бюджетирование, формирование подконтрольных показателей эффективного управления предприятием и определение влияния отклонений на соотношение "прибыль – затраты".

Бюджетированиеэто процесс формирования оптимальных направлений использования доходов и расходов фирмы в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Центральным звеном бюджетирования является бюджетколичественное выражение плана в натуральном и денежном выражении. В целом на предприятии используется система бюджетов различных видов и назначения (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Признаки классификации Виды бюджетов
По срокам Текущий – год Оперативный – квартал, месяц Скользящий
По назначению Операционный Финансовый
По методам разработки Жесткий (статичный) Гибкий
По уровню детализации Генеральный – по предприятию в целом Частные – по центрам ответственности

Представление о перспективах деятельности предприятия дает генеральный бюджет. Генеральный бюджет предприятия представляет собой взаимосвязанную систему операционных, финансовых бюджетов и бюджета инвестиций (рис. 7.1). Состав операционных бюджетов зависит от отраслевой принадлежности предприятия. Но в любом случае информация операционных бюджетов используется как для оперативного управления деятельностью подразделений продаж, логистики, производства, снабжения, так и для составления финансовых бюджетов.

При бюджетировании выделяется временной период, или иначе, горизонт планирования: год, квартал, месяц и т.д. Горизонт планирования зависит от управленческих задач. Обычно период бюджетирования совпадает по срокам и календарным датам с отчетным периодом предприятия. Это позволяет упростить сравнение плановых и фактических показателей. В практике бюджетирования западных предприятий распространены скользящие бюджеты - бюджеты на период определенной длительности. В таком случае период бюджетирования распространяется на период, следующий за текущим. Новый период добавляется к оставшемуся периоду и формируется новый бюджет. Такие скользящие бюджеты применяются в сочетании с жесткими бюджетами. Совместно с жесткими бюджетами используются и гибкие бюджеты.

Гибкий бюджетэто генеральный бюджет, пересчитанный на выполнение какого-либо показателя, например объема продаж. Гибкие бюджеты расширяют границы оперативного анализа деятельности предприятия.

В системе управления фирмой на основе разработанных бюджетов происходит координация различных видов деятельности предприятия, согласование деятельности всех его подразделений, контроль и оценка эффективности. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план, формализующий ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других финансовых операций в предстоящем периоде. В конце отчетного периода бюджет играет роль измерителя, позволяющего менеджерам управлять по отклонениям.

 
 


Операционный

Фактические запасы готовой продукции на начало периода
бюджет


Бюджет расходов по налогам
Бюджет движения денежных средств
Финансовый

бюджет

 
 


В рамках оперативного контроллинга анализу подвергаются показатели ликвидности, прибыль, рентабельность, Кэш Флоу, экономическая эффективность фирмы.

Прибыль как основной показатель результативности деятельности предприятия подвергается анализу с точки зрения влияния факторов на ее изменение. Анализу подвергается в первую очередь прибыль от реализации, как одна из составляющих валовой прибыли предприятия.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от:

- объема реализации (Q);

- ее структуры (D);

- себестоимости (c);

- уровня цен (p).

Модель зависимости прибыли от указанных факторов имеет следующий вид:

, (7.1)

где n – количество наименований изделий в номенклатуре продукции.

Данная модель исходит из предположения, что все факторы изменяются независимо друг от друга. Оценка влияния факторов на прибыль от реализации осуществляется способом цепных подстановок.

Рассмотрим модель на примере, используя условные данные таблицы 7.2.

Таблица 7.2

Вид продук-ции Плановые показатели Фактические показатели
Объем реализации, ед., Q0 Удельный вес продукции, D0 Цена, д.е., р0 Себестои-мость, д.е., с0 Объем реализации, ед., Q1 Удельный вес продукции, D1 Цена, д.е., р1 Себестои-мость, д.е., с1
А   0,7       0,545   5,5
Б   0,3       0,455 4,5 2,5
Итого   1,0       1,0    

Плановая прибыль от реализации продукции должна составлять:

д.е.

Прибыль от реализации продукции при изменении объемов производства и реализации составит:

д.е.

Прибыль от реализации продукции за счет изменения структуры производства составит:

д.е.

Прибыль от реализации продукции за счет изменения цены реализации составит:

д.е.

Прибыль от реализации продукции за счет изменения себестоимости составит:

д.е.

Изменение прибыли составит:

д.е.,

в том числе за счет изменения:

· объемов производства и реализации продукции: д.е.;

· структуры производства и реализации: д.е.;

· цены реализации: д.е.;

· себестоимости изделий: д.е.

В рассмотренном примере увеличение себестоимости изделий привело к сокращению прибыли от реализации продукции, все остальные факторы оказали положительное влияние на прибыль от реализации.

Рассмотренная факторная модель не учитывает различий в характере зависимости издержек от объема выпуска продукции. Анализ зависимости прибыли от переменных и постоянных издержек позволяет расширить возможности контроллинга. Маржинальный метод использует следующую факторную модель:

, (7.2)

где Qi – объем производства и реализации i -го вида изделия;

рi – цена реализации i -го вида изделия;

– удельные переменные расходы на изготовление i -го вида изделия;

– постоянные затраты.

Используя данные таблицы 7.3, проиллюстрируем на примере маржинальный метод.

Таблица 7.3




double arrow
Сейчас читают про: