Вопрос 20. Государственные расходы.
Государственные расходы -
Это та часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием централизованных и децентрализованных доходов (финансовых ресурсов) на покрытие государственных потребностей (на реализацию функций и обязательств государства).
Государственные расходы – это завершающая стадия перераспределительного процесса в стране (ВОП и НД), так как связана с использованием денежных фондов.
Содержание и характер государственных расходов непосредственно (напрямую) связан с основными функциями государства (социальная, защитная, управленческая и экономическая), чем шире функции, тем разнообразнее расходы.
Особенности и характеристики государственных расходов:
1) вызваны самим фактом наличия (существования) государства;
2) служат воспроизводству социально-экономических отношений, которые существуют в стране в конкретное время;
3) существует мнение, что в основной своей массе они являются непроизводительными, т.к. эта доля национального дохода, выбывающая из кругооборота капитала (воспроизводственного процесса);
4) существует мнение: по экономической природе государственные расходы являются отношениями дополнительной эксплуатации, т.к. основной их источник – налог;
5) размер, содержание и структура расходов определяются задачами государства и его потребностями, которые выражены в прогнозах, целевых программах и планах государства (бюджет, внебюджетные фонды – финансовые планы);
6) осуществляются на основе действующего законодательства в соответствии с финансово-кредитными актами, утверждаемыми представительными органами власти. Обязательным условием осуществления государственных расходов – включить их в соответствующий финансовый план: бюджет, смета или баланс.
Формы государственных расходов (способы их осуществления):
1. – финансирование;
2. – предоставление ссуд и займов – государственное кредитование.
(принципы):
1) целевой характер расходов и там, и там: имеется конкретный получатель денежных средств;
2) способ возврата
1. – безвозвратность (большинство расходов);
2. – возвратность.
3) соблюдение режима экономии: достижение максимального результата и качества при минимальных затратах;
4) способ оплаты.
1. – бесплатность;
2. – платность (за пользование бюджетных средств)
5) контроль за целевым использованием расходов, за соблюдением законности этих расходов и требований финансовой дисциплины.
Формы финансирования расходов:
1) финансирование государственных унитарных предприятий:
ГУП, МУП – покрываются затраты за счет прибыли, т.е. все расходы покрываются за счет собственных доходов – хозяйственное ведение – коммерческие предприятия.
ГУП на праве оперативного управления – финансирование: получают средства из федерального бюджета (в основном), за счет собственных средств.
2) финансирование государственных бюджетных учреждений, в том числе социально-культурной сферы (в основном) – сметно-бюджетное финансирование государственными, денежными средствами организаций и учреждений, действующих вне производственной сферы – в органах государственного управление, обороны и в социально-культурной сфере (средства для своего существования получают из бюджета).
Сметная: основной финансовый план их – это смета доходов расходов. Действует в течение финансового года (как и бюджет).
Классификация государственных расходов:
1) По уровню централизации:
-) централизованные – осуществляемые из государственных фондов (бюджетных и внебюджетных);
-) децентрализованные – расходы из фондов государственных предприятий, организаций;
2) В зависимости от экономических результатов:
-) производительные;
-) непроизводительные;
3) По характеру потребления:
-) обыкновенные – ежегодно возобновляемые и планируемые (закладываются в планы государства);
-) чрезвычайные – возникают в процессе исполнении финансовых планов и обусловлены случайными и изменчивыми процессами (стихийные бедствия);
4) В зависимости от целевого назначения:
-) текущие расходы – расходы на содержание учреждений, органов власти и т.д., они не создают материального блага + также выплаты процентов по государственному догу, оплата коммунальных услуг и другие текущие нужды – «проедаются государством»;
-) капитальные расходы – связаны с затратами на развитие объектов государственной собственности, реконструкции, техническое перевооружение, капитальное строительство, финансовые вложения в уставный капитал – создают материальные блага. Доля их важна в инвестиционной политике государства. -) государственное кредитование (выдача бюджетных кредитов) за минусом погашения – они возвратные;
5) По уровню управления:
-) федеральные расходы;
-) региональные расходы;
-) местные расходы.
6) По общественному назначению (функциональная классификация расходов) могут быть поделены на 4 группы:
-) финансирование государственных услуг общего назначения (сюда входят: расходы на законодательную и исполнительную органы власти, внешняя политика, оборона, общественных порядок и безопасность и т.д.);
-) финансирование общественных и социальных услуг (расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, социальное страхование, СМИ, финансирование подготовки кадров, ЖКХ и культура …);
-) финансирование государственных услуг, связанных с экономической деятельностью государства (расходы на: создание новых рабочих мест, целевые программы экономического развития, обеспечение экономического роста и т.д.);
-) прочие финансирование или прочие функции (выплат процентов, обслуживание государственного долга, трансферты общего характера (финансовая помощь другим уровням управления)).
То есть все расходы можно разбить на:
-) расходы на народное хозяйство;
-) расходы на социально-культурные нужды;
-) расходы на оборону;
-) расходы на управление.