Характеристика этих двух способов

Вопрос 20. Государственные расходы.

Государственные расходы -

Это та часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием централизованных и децентрализованных доходов (финансовых ресурсов) на покрытие государственных потребностей (на реализацию функций и обязательств государства).

Государственные расходы – это завершающая стадия перераспределительного процесса в стране (ВОП и НД), так как связана с использованием денежных фондов.

Содержание и характер государственных расходов непосредственно (напрямую) связан с основными функциями государства (социальная, защитная, управленческая и экономическая), чем шире функции, тем разнообразнее расходы.

Особенности и характеристики государственных расходов:

1) вызваны самим фактом наличия (существования) государства;

2) служат воспроизводству социально-экономических отношений, которые существуют в стране в конкретное время;

3) существует мнение, что в основной своей массе они являются непроизводительными, т.к. эта доля национального дохода, выбывающая из кругооборота капитала (воспроизводственного процесса);

4) существует мнение: по экономической природе государственные расходы являются отношениями дополнительной эксплуатации, т.к. основной их источник – налог;

5) размер, содержание и структура расходов определяются задачами государства и его потребностями, которые выражены в прогнозах, целевых программах и планах государства (бюджет, внебюджетные фонды – финансовые планы);

6) осуществляются на основе действующего законодательства в соответствии с финансово-кредитными актами, утверждаемыми представительными органами власти. Обязательным условием осуществления государственных расходов – включить их в соответствующий финансовый план: бюджет, смета или баланс.

Формы государственных расходов (способы их осуществления):

1. – финансирование;

2. – предоставление ссуд и займов – государственное кредитование.

(принципы):

1) целевой характер расходов и там, и там: имеется конкретный получатель денежных средств;

2) способ возврата

1. – безвозвратность (большинство расходов);

2. – возвратность.

3) соблюдение режима экономии: достижение максимального результата и качества при минимальных затратах;

4) способ оплаты.

1. – бесплатность;

2. – платность (за пользование бюджетных средств)

5) контроль за целевым использованием расходов, за соблюдением законности этих расходов и требований финансовой дисциплины.

Формы финансирования расходов:

1) финансирование государственных унитарных предприятий:

ГУП, МУП – покрываются затраты за счет прибыли, т.е. все расходы покрываются за счет собственных доходов – хозяйственное ведение – коммерческие предприятия.

ГУП на праве оперативного управления – финансирование: получают средства из федерального бюджета (в основном), за счет собственных средств.

2) финансирование государственных бюджетных учреждений, в том числе социально-культурной сферы (в основном) – сметно-бюджетное финансирование государственными, денежными средствами организаций и учреждений, действующих вне производственной сферы – в органах государственного управление, обороны и в социально-культурной сфере (средства для своего существования получают из бюджета).

Сметная: основной финансовый план их – это смета доходов расходов. Действует в течение финансового года (как и бюджет).

Классификация государственных расходов:

1) По уровню централизации:

-) централизованные – осуществляемые из государственных фондов (бюджетных и внебюджетных);

-) децентрализованные – расходы из фондов государственных предприятий, организаций;

2) В зависимости от экономических результатов:

-) производительные;

-) непроизводительные;

3) По характеру потребления:

-) обыкновенные – ежегодно возобновляемые и планируемые (закладываются в планы государства);

-) чрезвычайные – возникают в процессе исполнении финансовых планов и обусловлены случайными и изменчивыми процессами (стихийные бедствия);

4) В зависимости от целевого назначения:

-) текущие расходы – расходы на содержание учреждений, органов власти и т.д., они не создают материального блага + также выплаты процентов по государственному догу, оплата коммунальных услуг и другие текущие нужды – «проедаются государством»;

-) капитальные расходы – связаны с затратами на развитие объектов государственной собственности, реконструкции, техническое перевооружение, капитальное строительство, финансовые вложения в уставный капитал – создают материальные блага. Доля их важна в инвестиционной политике государства. -) государственное кредитование (выдача бюджетных кредитов) за минусом погашения – они возвратные;

5) По уровню управления:

-) федеральные расходы;

-) региональные расходы;

-) местные расходы.

6) По общественному назначению (функциональная классификация расходов) могут быть поделены на 4 группы:

-) финансирование государственных услуг общего назначения (сюда входят: расходы на законодательную и исполнительную органы власти, внешняя политика, оборона, общественных порядок и безопасность и т.д.);

-) финансирование общественных и социальных услуг (расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, социальное страхование, СМИ, финансирование подготовки кадров, ЖКХ и культура …);

-) финансирование государственных услуг, связанных с экономической деятельностью государства (расходы на: создание новых рабочих мест, целевые программы экономического развития, обеспечение экономического роста и т.д.);

-) прочие финансирование или прочие функции (выплат процентов, обслуживание государственного долга, трансферты общего характера (финансовая помощь другим уровням управления)).

То есть все расходы можно разбить на:

-) расходы на народное хозяйство;

-) расходы на социально-культурные нужды;

-) расходы на оборону;

-) расходы на управление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: