Государственные и муниципальные финансы – совокупность денежных отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения (ВОП) в связи с формированием и использованием государственных внебюджетных фондов, предназначенных для регулирования экономики, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны, государственного управления, обслуживание и погашение государственного долга и т.д.
Государственные и муниципальные финансы – центральной звено (сфера) финансовой системы страны и обеспечивают финансовую основу деятельности органов власти и органов МСУ.
Материальный источник государственных финансов – ВОП и НД, создаваемый в обществе за определенный период, в отдельных случаях – национальной богатство, ранее накопленные активы: государственная собственность, золотовалютные резервы, государственный ценные бумаги – долговые обязательства, уменьшающие национальное богатство страны.
Функция государственного управления отличается от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению и обществу в целом и перераспределение доходов и собственности. Отличается также способами финансирования затрат – с помощью налогов (и других обязательных платежей) и неналоговых доходов.
|
|
Структура государственных финансов тесно связана с организацией государственного управления страны и прежде всего с уровнями управления:
– в федеративных государствах выделяют 3 уровня управления:
|
б) региональный уровень (уровень субъектов федерации);
в) местный уровень (уровень муниципальных образований).
2. – в унитарных государствах выделяют 2 уровня:
а) центральный уровень (центральное правительство);
б) местный уровень.
По содержанию государственные финансы включают в себя следующие элементы:
1. Федеральные финансы.
2. Территориальные финансы.
2.1. Финансы субъектов РФ
2.3. Местные финансы.
Федеральные финансы, финансы субъектов РФ и местные финансы включают в себя следующие элементы: - бюджет территории, - внебюджетные фонды, - государственный и муниципальный кредит,
- финансы государственных и муниципальных предприятий.
Бюджет – финансовая база самостоятельности органов власти, его денежный фонд, состоящий из доходов и расходов, обеспечивающих выполнение взятых на себя функций и обязательств.
Внебюджетные фонд - новое звено (90-ые гг.) – средства правительства и местных властей, идущие на финансирование целевых расходов, не включаемых в бюджет. Формируются за счет обязательных отчислений, целевых налогов и т.д. Например: ЕСН – доходы пенсионного фонда, фонда обязательного медицинского страхования и фонда социального страхования.
|
|
Государственный кредит (форма кредита вообще) – отношения, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта. Привлечение свободных денежных средств различных субъектов, их предоставление др. субъектам во временное пользование на принципах возвратности.
Финансы организаций и предприятий - базовая система финансовой системы, т.к. создает НД.
В рыночной экономике финансы государства децентрализованы, т.е. основная часть финансовых ресурсов обращается за пределами государственного сектора. Нет монополии государства на страхование, банковское дело, социальной обеспечение и обслуживание населения, пенсионное обеспечение (например: негосударственные пенсионные фонды) => доходы и расходы государства меньше, чем в командно-административном государстве. Государство управляет своими ресурсами напрямую (бюджет, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий), а остальные может только регулировать.
Функционирование финансов государства сопровождается двумя тесно связанными процессами:
мобилизация финансовых ресурсов в распоряжении государства – государственные доходы (доходные операции);
использование финансовых ресурсов на обеспечение государственных потребностей – расходные операции государства.