Эмиссионная и дивидендная политика корпорации

Разработка эффективной эмиссионной политики включает ряд шагов.

Во-первых, изучение возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о первичной или дополнительной эмиссии акций можно принять на основе предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры рынка ценных бумаг (биржевого и внебиржевого) включает констатацию спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объема продаж новых эмиссий акций и ряда других показателей. Результатом осуществления подобного анализа является определение уровня чувствительности реакции фондового рынка на появление новой эмиссии акций и на возможность их реализации инвесторам.

Оценка инвестиционной привлекательности собственных акций проводится с позиции учета перспектив развития отрасли, к которой относится эмитент: конкурентоспособности выпускаемой им продукции (услуг), а также величины показателей своей финансовой устойчивости по сравнению с параметрами аналогичных эмитентов.

В условиях фондового рынка России при неразвитости рыночных методов оценки курсов эмиссионных ценных бумаг наиболее предпочтителен фундаментальный анализ инвестиционной ситуации. Он включает три уровня:

1) изучение и анализ общей экономической ситуации;

2) анализ отдельных сегментов фондового рынка;

3) изучение финансового состояния сторонних акционерных компаний.

Для оценки потенциала собственных акций используется следующая система показателей:

1) сумма дивидендов в расчете на 1 обыкновенную акцию = общая сумма объявленных дивидендов по обыкновенным акциям / количество обыкновенных акций на руках у акционеров;

2) соотношение между ценой обыкновенной акции и ее доходностью = рыночная стоимость 1 обыкновенной акции / чистая прибыль на 1 обыкновенную акцию;

3) соотношение между бухгалтерской и рыночной стоимостью 1 обыкновенной акции = бухгалтерская стоимость 1 обыкновенной акции / рыночная стоимость 1 обыкновенной акции.

Во-вторых, определение целей эмиссии. Ключевыми целями, которыми руководствуются эмитенты, прибегая к данному источнику формирования СК, являются:

а) реальное инвестирование, связанное с отраслевой и региональной диверсификацией производственно-коммерческой деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств и т.д.)

б) необходимость значительного улучшения структуры капитала за счет повышения доли СК в его общем объеме. Обеспечение на этой основе роста коэффициента финансовой независимости и снижение за счет данного фактора стоимости привлечения заемного капитала;

в) намечаемое поглощение других компаний с целью получения эффекта синергизма;

г) иные цели, требующие быстрой мобилизации значительного объема СК.

В-третьих, определение объема эмиссии.

В-четвертых, установление номинала, видов и количества эмитируемых акций.

В-пятых, оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. Он осуществляется по двум параметрам:

- прогнозному уровню дивидендов исходя из выбранного типа дивидендной политики;

- расходам по выпуску и размещению акций (в среднегодовом исчислении). Расчетная стоимость привлекаемого акционерного капитала сравнивается с его фактической средневзвешенной стоимостью (WACC) и средним уровнем процентной ставки на рынке ссудного капитала. Только после этого принимается окончательное решение об эмиссии акций.

В-шестых, изучение эффективных форм андеррайтинга. Чтобы быстро и эффективно осуществлять открытое размещение эмитируемого объема акций, целесообразно:

- определить состав андеррайтеров (финансовых посредников);

- согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения дилеру;

- обеспечить регулирование объема продажи акций, а также поддержание ликвидности размещенных ранее ценных бумаг на первоначальном этапе их обращения.

Ключевой целью дивидендной политики является установление оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную цену компании и обеспечивающим ее стратегическое развитие.

Формированию оптимальной дивидендной политики в индустриально развитых странах Запада посвящены многочисленные теоретические исследования. Наиболее распространенной из них является теория начисления дивидендов по остаточному принципу. В соответствии с этой теорией, дивиденды выплачиваются только в том случае, если уже профинансированы за счет чистой прибыли все приемлемые инвестиционные проекты, и еще остается часть неизрасходованной прибыли (остаток).

Основные теоретические разработки в рамках данной теории были выполнены в 1961 г. Ф. Модильяни и М. Миллером. Они выдвинули идею о наличии «эффекта клиентуры», согласно которой акционеры в большей степени предпочитают стабильность дивидендной политики, чем получение каких-либо нерегулярных значительных доходов.

М. Гордон и Д. Линтнер разработали теорию предпочтительности дивидендов. Дивидендная политика влияет на совокупное богатство акционеров. Поэтому инвесторы всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущим доходам от прироста курсовой стоимости акций. Следовательно, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее, чем капитализация прибыли. Кроме того, текущие дивидендные выплаты понижают уровень неопределенности инвесторов относительно выгодности инвестирования в акции данной корпорации, тем самым их устраивает меньшая сумма дохода на вложенный капитал, что приводит к росту рыночной стоимости акционерного капитала.

Теория минимизации дивидендов (или «теория налоговых предпочтений») заключается в том, что эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и будущим доходам акционеров. Поскольку налогообложение текущих доходов в форме дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на реинвестируемую прибыль и т.д.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли. Это обеспечивает наибольшую налоговую защиту дохода собственников. Однако подобный подход может не устраивать мелких акционеров с низким уровнем доходов, которым необходимы текущие поступления дивидендов.

Сигнальная теория дивидендов утверждает, что рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое повышение котируемой рыночной стоимости акций на фондовом рынке. При продаже таких акций акционеры получают дополнительный доход.

Разработаны и другие теории, определяющие дивидендную политику корпорации. Все они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:

1) максимизации совокупного достояния акционеров;

2) достаточного финансирования текущей и инвестиционной деятельности корпораций.

Западные финансисты полагают, что доля дивидендных выплат в устойчиво работающих корпорациях должна составлять не более 30-40%, в то время как остальная часть чистой прибыли (70-60%) должна направляться на цели развития. Однако инвесторы могут высоко оценить акции корпорации даже без выплаты дивидендов, если они правильно информированы о перспективах ее развития, причинах снижения выплаты или их невыплаты и направлениях реинвестирования чистой прибыли.

Ключевые подходы к выбору дивидендной политики корпорации.

Наименование подхода Типы дивидендной политики
1. Агрессивный подход Соблюдение постоянства дивидендных выплат в течение тельного периода вне зависимости от динамики курса акций.
2. Умеренный подход Методика постоянного процентного распределения чистой прибыли на выплату дивидендов и развитие производства.
3. Консервативный подход Методика гарантированного минимума и «экстра» - дивидендов. Выдача акций вместо денег.

Выбранный АО тип дивидендной политики характеризуется динамикой показателей, которые рассчитываются по формулам:

Квд = Доа / ЧПоа; Кдп = ЧПоа / Доа, где

Квд – коэффициент выплаты дивидендов;

Доа – дивиденд, приходящийся на 1 обыкновенную акцию;

Чпоа – чистая прибыль, приходящаяся на 1 обыкновенную акцию;

Кдп – коэффициент дивидендного покрытия (характеризует, сколько раз в течение года дивиденд потенциально может быть выплачен из чистой прибыли, приходящейся на 1 обыкновенную акцию).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: