Лекция 8. Развитие исторического образования и методики преподавания исто­рии в 90-х г. XX в- нач. XXI в

В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. образование вступает в период кризиса. Он про­явился в следующем: государство прекратило контроль за профессиональной педагогической деятельностью; понизился престиж «официальной» педагогической науки; отсутствует кон­цепция развития исторического образования; нет программ по историческим курсам: школь­ные учебники очень низкого качества, их содержание не соответствует современному разви­тию общества; нарушена преемственность образования.

Российское общество переживало период глубоких структурных изменений. В системе образования произошли серьезные изменения, смысл и назначение которых обусловлены были поиском новых образовательных парадигм. Изменения произошли и в системе истори­ческого образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) определил основные направления реформы образования: в основу прогресса реформирования системы образования должен быть положен принцип приоритета личности: средством достижения этого должны были стать гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образования; образование должно быть направлено на овладение языком отечественной и мировой куль­туры, духовным опытом человечества, на восприятие целостной картины мира и формирова­ние у учащихся системного мышления.

11 мая 1993 г. вышло письмо Минобразования Российской Федерации «О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования», согласно которому осуществлялся переход с линейной на концентрическую структуру обучения. Первый кон­центр - основная школа (5-9 кл.): 5класс изучается история Древнего Мира; 6 класс - история Средних веков; 7-8 классы - Новая история; 9 класс - Новейшая история. Второй концентр -полная школа (10-11 кл.). В 10 классе изучается история России и стран мира с древнейших времен до конца XIX в., в 11 классе - Новейшая история.

28 декабря 1994 г. решением коллегии Минобразования РФ утверждена стратегия исторического и обществоведческого образования. Она определяла основные направления развития исторического образования на переходный период: отказ от монополии государственно-партийной идеологии и переход к плюрализму взглядов; обеспечение становления целостной системы знаний о человеке и обществе на всех этапах обучения школьников; создание пропедевтических курсов по истории и обществознанию; обеспечение светского характера образования; усиление работы по гражданскому образованию и воспитанию; подготовка учебников и программ с учетом индивидуальных различий, интересов, способностей учеников, особенностей и, запросов регионов; при разработке новой концепции исторического образования планировалось обеспечить баланс политических, культурных, этнонациональных и др. ценностей при доминировании общенациональных (государственных).

Первые преобразования привели к: появлению разнообразных подходов в освещении исторического прошлого; появлению новых программ и учебников по истории; возрождению интереса к историческим курсам; увеличению объема материала при изучении вопросов культуры, экономики, политологии, социологии; расширению рамок региональной истории.

В 1999 г. опубликованы государственные образовательные стандарты по истории. Они устанавливали: обязательный минимум содержания основных образовательных программ; требования к уровню подготовки выпускников; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; нормативы учебного времени. В помощь учителям изданы примерные программы.

В 2004 г. изданы новые государственные образовательные стандарты. Они учитывали потребности современных школ разных типов: обычных общеобразовательных школ и инновационных учебных заведений (лицеев, гимназий и т.п.). Для последних предлагалось углубленное изучение истории. Таким образом, в развитии современного исторического образования можно выделить ряд этапов: 1988-1992 гг. - распад централизованной системы исторического образования и начало поисков новых подходов к построению системы образования; кон. 1992- нач. 1996 гг. - определена стратегия развития исторического образования в России; нач. 1996 - 2000 гг. - разработка государственных стандартов и переход на новое содержание, и новую структуру исторического образования; 2000-2004 гг. - поиск более эффективных вариантов преподавания истории и обществознания, издание стандартов второго «поколения»; 2004 г. - настоящее время - разработка новой концепции исторического образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: