На II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. по предложению В.И.Ленина была принято постановление об образовании Народного комиссариата по просвещению во главе с А.В. Луначарским. Декретом от 9 ноября 1917 г. была организована государственная комиссия по просвещению. А.В. Луначарский и его заместитель М.Н. Покровский стали отрицать положительное значение систематического исторического образования. Вместо гражданской истории было предложено изучать историю труда и социологию. Начатись революционные преобразования в области исторического образования. Большевики отказались от старого содержания исторического образования, историю как учебный предмет заменили курсом обществознания. В рамках обществознания остатись лишь отдельные элементы курса истории с новым отбором фактов и марксистским их освещением. В советской трудовой школе: учебное время продолжается круглый год, а перерывы в занятиях ставятся в зависимость от климатических условий; школьники занимаются 7 дней недели, но два дня могут быть отданы на экскурсии; классное преподавание отменяется и заменяется трудовым; программы должны иметь рекомендательный характер; считалось, что предметная система преподавания противоречит принципам трудовой школы; учителя должны избегать пользоваться учебниками, необходимо иметь справочники, вести с учениками беседы.
|
|
В новой школе были отменены экзамены, взыскания, балльные оценки знаний учащихся и домашние задания. Перевод учащихся из класса в класс и выпуск из школы должны проводиться, по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы. Вместо классов рекомендовалось введение мелких групп - «бригад»; вместо уроков - лабораторных «студийных» занятий. В октябре 1918 г. ВЦИК РСФСР утвердил «Положение о единой трудовой школе» заменивший все дореволюционные школы. Трудовая школа делилась на две ступени: первая для детей от 8 до 13 лет (5лет) и вторая 13 до 17 лет (4 года). Устанавливалось совместное светское бесплатное обучение девочек и мальчиков.
В школе I ступени начиналось изучение элементарного курса русской истории с третьего года обучения. На последнем году вводилось изучение Советской Конституции. Программы 1921 г. во главу всей работы во время бесед и на экскурсиях ставили изучение истории родного края культурно-бытовой жизни людей.
В 1920 г. была сделана попытка ввести примерную программу по истории. Однако ее не приняли. С 1921 г. был веден курс обществоведения. В 1923 г. отказались от предметного преподавания и стати работать по комплексным программам, просуществовавшим до 1931 г.
Ученый совет Наркомпроса считал, что изучать в школе надо не основы наук, а жизненные комплексы. Содержание учебного материала строилось по трем основным темам: природа, общество, труд.
|
|
Считаюсь, что изучать периоды истории до XIV-XVI вв. вообще не целесообразно, гак как они якобы содержат малоценные и недостоверные данные. Для сравнения же нужно брать некоторые материалы из истории буржуазного мира. В программе 1925 г. для старших классов материал группировался по социологическим типам с примерами из истории разных стран.
Развитию учащихся должен был способствовать лабораторно-бригадный метод. Во время лабораторных занятий ученики знакомились с целевой установкой, изучали приведенные в книге источники, писали ответы на вопросы. Проработка темы заканчивалась конференцией с докладами учащихся и заключительным словом учителя.
Исследовательский метод предусматривал выполнение заданий-подрядов. Их разрабатывали учителя и давали для выполнения бригадам учащихся из 5-6 человек. В задания-подряды входило рисование схем, карт, изготовление костюмов и вооружения, моделирование. При подведении годового отчета в школах открывались выставки работ учащихся.
Трудовой метод предусматривал получение знаний в процессе исторического моделирования, реконструкции различных исторических объектов.
Таким образом, история отечества в качестве отдельного курса до 1933 г. в школах СССР не изучалась. Исторический материал по отечественной истории давался в соответствующих разделах всеобщей истории. Не существовало учебников и пособий, и основи источником было устное слово учителя.