Лекция 6. Школьное историческое образование в начале 30-х - конце 50-х гг

Положение с историческим образованием меняется в 30-х гг. ЦК партии дает указание отказаться от лабораторно-бригадного метода. Основной формой организации учебной работы становится урок с группой учащихся со строго определенном расписанием занятий. Предполагалось восстановить систематический курс истории в школе. Ставилась цель - вооружи школьников прочными знаниями основ наук. Для подготовки кадров учителей восстанавливались исторические факультеты в вузах, появились кафедры методики. Летом 1933 г. Наркомпрос РСФСР издал программы по истории. В основу их была положена марксистская теория общественно-экономических формаций. Программы строились «послойно»: за несколькими темами по всеобщей истории шла тема по истории СССР.

В соответствии с программами были написаны первые учебники по истории древнего мира и средних веков. В мае 1934 г. появляется постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О преподавании гражданской истории в школе СССР». В основу построения курсов был положен принцип хронологической последовательности в изложении исторических событий линейности (изучение курсов один раз без повторений); вводились самостоятельные курсы отечественной и всеобщей истории. С 1935 г. по 1941 г. в школах увеличивается количеств часов на изучение истории: с 14 до 25.5 в неделю. Начинается интенсивная подготовка новых программ и учебников.

3 марта 1936 г. появились постановления «Об учебниках по истории» и «Об организации курса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории». Созданием конкурсных учебников занимались коллективы под руководством И.И. Минца, А.В. Шестакова, С.М. Дубровского, П.О. Горина

В учебниках появились цветные иллюстрации и карты, шрифтовые выделения имен и понятий; в конце параграфов были сделаны обобщения, однако им по-прежнему были при­сущи конспективное изложение, сухость и лаконичность, перегруженность фактическим материалом. Роботу учащихся затрудняло отсутствие вопросов и заданий, схем и таблиц. В 1939 г. вышли обновленные программы по истории.

В годы Великой Отечественной войны на первое место в обучении истории выдвига­ется воспитательная цель. На уроках учителя пытались внушить учащимся твердую уверен­ность в победе в Великой Отечественной войне, раскрыть условия победы.

С конца 30-х гг. ученые историки и методисты провели значительную работу по оп­ределению методологических и методических основ школьного курса истории. Ее продол­жением явилась подготовка разного рода методических руководств, созданных в годы войны под руководством и с участием A.M. Панкратовой, Н.М.Дружинина, Е.А.Косминского и др.

В послевоенные годы большой вклад в развитие методики внесли В.Н. Вернадский, Н.В. Андреевская. М.А. Зиновьев, В.Г. Карцев, Н.Г. Тарасов, А.И. Стражев, Д.Н. Никифо-ров, И.В. Гиттис и др.. В их трудах рассматривались дидактические требования к уроку ис­тории; наглядность в обучении истории; психология усвоения учащихся исторических знаний; методика повторительно-обобщающих уроков; система формирования фактических и понятийных знаний; методическая система обучения истории.

В советское время на преподавание истории накладывали отпечаток идеологические установки. В 50-е гг. пытались актуализировать проблему связи прошлой истории и совре­менности. Часто это были искусственные связи по аналогии или по ассоциации. Ставилась цель, особенно при элементарном обучении истории, выработать у учеников определенное отношение к изученным фактам. Учащиеся должны были стремиться подражать народным героям и иметь твердое убеждение в том, что «наша страна лучше всех». Появляются учеб­ники нового поколения. В 1954 г. издан учебник С.И.Ковалева по истории древнего мира, в 1957 г. на смену ему пришел учебник Ф.П. Коровкина с цветными иллюстрациями, вопроса­ми и заданиями к параграфам и главам. В 1973 г. этот учебник, а также учебник по истории средних веков Е.В. Агибалова и Г.М. Донского были удостоены государственной премии.

В конце 50-х гг. в учебники начинают включать документы, предназначенные для са­мостоятельной работы учащихся, издавать тетради по истории древнему миру и средних ве­ков М.И. Тененбаума, а также контурные карты. Вместо линейности вводят принцип кон-центризма. Связано это было с тем, что заканчивая семь классов, ученики не знакомились с историей нового и новейшего времени зарубежных стран. 8 октября 1959 г. вышло поста­новление ЦК КПСС и СМ СССР «О некоторых изменениях в преподавании истории в шко­лах». В соответствии с ним вводился частичный концентризм исторических курсов. Изуче­ние отечественной истории строилось по принципу концентризма, а всеобщей истории, за не­большим исключением, - на основе линейности. Обязательным, становится 8-летнее образо­вание и только для желающих 11-летняя школа.

В конце 50-х гг. историко-методическая мысль шла по линии укрепления связей с психолого-педагогическими науками. Совершенствовались приемы обучения и преподава­ния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: