Факторы, влияющие на скорость товародвижения

Тема 1 Понятие и сущность процесса товародвижения

Раздел 1 Основы технологии товародвижения

Товародвижение –

1) это процесс доведения товаров от производственных предприятий до конечных потребителейчерез оптовые и розничные торговые предприятия;

2) это комплекс организационных, коммерческих и технологических мероприятий по доведению товаров от производителей до конечных потребителей через оптовые и розничные торговые предприятия.

Основными участниками товародвижения выступают:

1. Товаропроизводители - производственные, сельскохозяйственные, кооперативы, фермеры и др.;

2. Оптовики – специализирующиеся на оптовой торговле предприятия, оптовые посредники. Причём количество оптовиков, как участников, может быть более одного, они могут быть крупными, средними, мелкими по объёмам оборота.

3. Розничные торговые предприятия – магазины, киоски, павильоны.

4. Конечные потребители – покупатели, население.

Основная задача (цель) торговли в организации рационального товародвижения заключается в том, чтобы ускорить процесс доведения товаров до конечного потребителя и ускорить процесс возврата денежных средств производителю для возобновления производства новых товаров, так как именно на предприятиях торговли происходит смена форм стоимости: товар превращается в деньги, то есть товарная форма стоимости превращается в денежную форму стоимости.

Для решения этой задачи необходимо:

· Минимизировать все расходы: транспортные, оплату труда, расходы на организацию хранения товаров.

· Товар всегда должен быть качественным, в требуемом количестве, нужного ассортимента.

Факторы, влияющие на скорость товародвижения, могут быть различными. Всё их многообразие сводится к объединению в следующие группы.

I. Производственные факторы это факторы, имеющие непосредственное отношение к производителю. Среди прочих выделяют три важнейших производственных фактора:

1) Удалённость производителя от конечного потребителя: чем дальше удалён товаропроизводитель, тем больше времени будет находиться товар в пути, товар проходит через большее число оптовиков, что приводит к увеличению общей суммы оптовой торговой надбавки, отсюда следует увеличение отпускной розничной цены, что влечёт за собой падение спроса, в результате всего этого происходит снижение скорости возврата денег производителю.

2) Специализация производства, то есть производственный ассортимент товаров. Производители выпускают ограниченный ассортимент товаров, а конечному потребителю требуется широкий ассортимент или развёрнутый ассортимент. Для этого розничные торговые предприятия закупают товары у многих товаропроизводителей на складах оптовиков, таким образом, появление оптовика замедляет процесс товародвижения.

3) Сезонность производства, выращивания, добычи, улова и т.д. некоторых товаров приводит к необходимости организации их хранения на складах оптовиков для снабжения розничных торговых предприятий в течение круглого года, то есть скорость товародвижения уменьшается.

II. Социальные факторы, имеющие прямое отношение к потребителю. Среди прочих выделяют три важнейших социальных фактора:

1) Уровень денежных доходов населения: ч ем выше уровень доходов, тем выше скорость товародвижения.

2) Сегмент потребителя, на который ориентируется розница: может как увеличивать, так и снижать скорость товародвижения - в зависимости от ситуации.

3) Плотность населения или уровень расселения населения: чем выше плотность (больше денежной массы), тем выше скорость товародвижения.

III. Транспортные факторы. Среди прочих выделяют три важнейших транспортных фактора:

1) Вид транспорта, используемый для доставки товаров: авиа, морской, автомобильный, ж/д, речной, гужевой (лошадиный) транспорт. Авиатранспорт снижает скорость товародвижения, т.к. самый дорогой, следовательно, расходы на авиаперевозки включаются в стоимость товаров, что приводит к их дороговизне; ж/д и автомобильный транспорт наиболее выгодный и популярный транспорт на сегодняшний день.

2) Наличие и состояние транспортных путей сообщения.

3) Специализация транспорта. Весь транспорт делится на транспорт общего назначения (для перевозки товаров, не требующих особых условий) и на транспорт специализированный (для перевозки товаров, требующих особых условий перевозки): автомобили - рефрижераторы, автомобили - изотермички, автомобили - цистерны, автофургоны, контрейлеры (для перевозки машин), вагоны - рефрижераторы, вагоны - изотермички, вагоны - ледники. Так как тарифы на специализированный транспорт выше, чем на транспорт общего назначения, то использование специализированного транспорта замедляет скорость товародвижения.

IV. Торговые факторы - это факторы, имеющие непосредственное отношение к розничным торговым предприятиям – магазинам. Среди прочих выделяют 4 важнейших торговых фактора:

1) Размер торгового предприятия или формат розничного торгового предприятия: чем больше размер торгового предприятия, больше объём оборота, тем больше скорость товародвижения.

2) Специализация торгового предприятия. Если торговое предприятие специализируется на реализации товаров конкретного товаропроизводителя (например, являясь его фирменным магазином) и между товаропроизводителем и магазином налажены прямые поставки без оптовых посредников, то скорость товародвижения возрастает.

3) Состав и структура помещений розничного торгового предприятия. Наличие и достаточность помещения для хранения товаров в магазине позволяет ему организовать хранение резервных товаров запасов и, следовательно, закупать товар не у оптовика, а у производителя, отсюда следует, что скорость товародвижения возрастает.

4) Форма товароснабжения розничного торгового предприятия. Она напрямую зависит от формы товародвижения: наличия или отсутствия в технологической цепи оптовика.

V. Товарные факторы это факторы, имеющие непосредственное отношение к товару.

1) Физико-химические свойства товара, определяющие сроки хранения и сроки реализации скоропортящегося товара. Так, скоропортящийся товар поступает от производителя сразу в розницу, минуя оптовика, отсюда следует, что скорость товародвижения увеличивается. Вообще, чем дольше срок хранения товара, тем больше вероятность его задержки на складах оптовиков и тем меньше скорость товародвижения.

2) Простота или сложность ассортимента: например, при работе с товарами сложного ассортимента (то есть в рамках одного вида товаров много разновидностей и наименований), необходимо осуществлять функцию преобразования производственного ассортимента в торговый, которую выполняют оптовики, отсюда следует, что скорость товародвижения замедляется. А для товаров простого ассортимента (то есть в рамках одного вида товаров очень мало разновидностей и наименований) скорость товародвижения возрастает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: