Пути рационализации товародвижения
Транзитная форма товародвижения – это движение товара от производителя на розничные торговые предприятие, минуя оптовика: Пр – Р – Потр.
Формы товародвижения
В зависимости от наличия или отсутствия в технологической цепи товародвижения оптового предприятия, выделяют складскую и транзитную формы товародвижения.
1. Складская форма товародвижения предполагает наличие в технологической цепи товародвижения одного и более оптовиков:
ü Складская однозвенная форма товародвижения: Пр – О – Р – Потр.
ü Складская двухзвенная форма товародвижения: Пр – Окр – Оср – Р – Потр
ü Складская трёхзвенная форма товародвижения: Пр – Окр – Оср –Ом – Р – Потр и т.д.
(Примечание: Пр – производитель; О – оптовик (крупный, средний, мелкий); Р – розничное торговое предприятие; Потр. – конечный потребитель – население - покупатели)
Когда 2 и более оптовиков, то это многозвенная складская форма товародвижения.
Количество звеньев определяется количеством оптовиков: чем их больше, тем меньше скорость товародвижения, тем медленнее происходит кругооборот «товар – деньги, деньги – товар».
|
|
Эта форма используется в следующих случаях:
- если товар скоропортящийся
- если товар простого ассортимента
- если производитель и розница территориально близки
- когда магазин располагает достаточной площадью для хранения резервных запасов
- когда магазин является фирменным предприятием производителя.
Складская форма товародвижения используется в случаях обратно противоположно перечисленным для транзитной формы.
1. Выбор наиболее выгодных поставщиков, то есть тех, которые наиболее выгодно расположены территориально и производят широкую номенклатуру товаров.
2. Правильный выбор транспортных средств.
3. Поиск и выбор оптимальных транспортных маршрутов доставки товаров.
4. Механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на всём пути движения товара.
5. Эффективное использование транспортных средств: исключение порожних пробегов; сокращение времени на простои (для этого необходимо механизировать погрузку и разгрузку автомобиля); максимальная загрузка объёма транспортного средства.
6. Последовательность выполнения всех операций с товарами на пути его движения, всё это ведёт к чёткости и автоматизму выполнении работы с товаром на пути его движения.
Типовые технологические операции товародвижения зависят от его этапов.
Стандартная технологическая цепь товародвижения включает 5 этапов:
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап
Производитель – Оптовые предприятия – Розничные предприятия – Потребитель
|
|
1 Этап – это транспортировка грузов от производителя на склады оптовикам.
2 Этап – это организация складского технологического процесса (СТП) – это последовательно или параллельно выполняемые на складе операции с товаром.Операция – это отдельная работа, выполняемая с товаром одним или несколькими работниками на своём рабочем месте или в своей рабочей зоне.
(Например: 1. Приёмку товаров по количеству могут осуществлять заведующий складом или кладовщик, или заведующий товарной секцией в зоне приёмочной экспедиции. 2. Приёмку товаров по качеству осуществляет товаровед по качеству в зоне хранения товаров. 3. Внутрискладское перемещение товаров осуществляют грузчики или водители транспортирующих устройств, машин в складской зоне)
3 Этап – это организация и технология товароснабжения розничных торговых предприятий – это комплекс организационных, коммерческих и технологических мероприятий по доставке товаров в магазины.
4 Этап – это организация технологического процесса в магазине – это последовательно или параллельно выполняемая работа с товаром в магазине:
- приём
- хранение
- подготовка к продаже
- размещение в торговом зале
- выкладка на оборудование
5 Этап - этоорганизация торгового процесса – это обслуживание покупателей и оказание им дополнительных услуг.
Поскольку 2, 3, 4, и 5 этапы подробно изучаются в последующих разделах курса, при изучении данной темы целесообразно остановиться на операциях транспортировки товаров в зависимости от используемых средств доставки.