Полицейские и судебные органы

Дворянское и городское самоуправление

Местное управление

Во главе губернии в первой половине XIX века стоял правительственный чиновник – губернатор. Ему подчинены разнообразные службы, состоящие из чиновников, а также из представителей дворянского сословия. Повсюду царил произвол чиновничества, взяточнества, волокита. Правительственные учреждения превращались в настоящие воровские, разбойничьи притоны (правление Николая I). Местное общество рассматривалось как совокупность плательщиков государственных налогов в период бюрократического всевластия под давлением низов начинают возникать местные самоуправления. Дворянские и городские общества получают более упорядоченную организацию. В местном управлении начинают выделяться особые ведомства по благоустройству, народному просвещению, продовольствию. В их деятельности намечается первое отдаленное очертание будущих земских учреждений по реформенной России.

В 1831 году было издано новое положение о дворянских обществах. К участию в дворянских собраниях стали допускаться дворяне, имеющие не менее ста душ крестьян, а также не менее трех тысяч десятин земли, хотя и не заселенные, но в одной губернии. Для дворян, получивших во время действительной службы чин полковника или действительного статского советника ценз понижался до пяти душ крестьян или 150 десятин земли.

Для выборов в городскую думу каждое сословие составляло обособленное собрание, из числа членов которого избирались гласные думы. В гласной думе заседали по куриям. В полном составе дума собиралась редко. Чины распорядительной думы (исполнительный орган власти) избирались тоже по сословиям. Структура городской думы имела целью привлечение дворян к управлению городом, не пугая их перспективой полного смешивания с купеческой и мещанской массами. Объединительным органом всей думы служил городской голова.

По законам Екатерины II он избирался самим градским обществом и лишь утверждался в должности правительства. Теперь дума из своей среды выбирала двух кандидатов, одного из которых утверждал император. Кандидаты могли быть из среды дворянства, почетного гражданства и купечества первой гильдии, при том, не моложе тридцати лет и с недвижимой собственностью не менее пятнадцати тысяч рублей.

Изменения коснулись и уездной полиции. Уездным полицейским учреждением стал земский суд. В 1837 году издан наказ земской полиции. Число заседателей было сокращено, введены должности становых приставов и служителей земской полиции. В 1862 году вместо земских судов учреждены уездные полицейские управления.

Судебные органы подверглись также реформированию. Верхний земский суд, губернский магистрат были упразднены. Права дворян в отправлении правосудия согласно учреждению о губерниях значительно расширен. Дворяне выбирали представителей палат гражданского и уголовного суда, которые стали судами второй инстанции по делам всех сословий. Только дворянам было предоставлено право выбирать совестного судью, заседателей вышеназванных палат уездных судов, земских исправников, становых приставов.

Для государственных крестьян устанавливалась специальная юстиция из двух инстанций: сельской и волостной. В сельском обществе действует сельская расправа, состоящая их старшины и двух, избираемых земским сходом добросовестных. Она могла приговаривать крестьян к штрафу до одного рубля, работе до шести дней и к телесному наказанию до двадцати ударов розгами. Приговор сельской расправы мог быть обжалован волостной расправой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: