Судебная реформа. 20 ноября 1864 г. после рассмотрения в Государственном совете царь утвердил судебные уставы

20 ноября 1864 г. после рассмотрения в Государственном совете царь утвердил судебные уставы. Всего было введено в действие четыре акта:

1) Учреждение судебных установлений.

2) Устав уголовного судопроизводства.

3) Устав гражданского судопроизводства.

4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Судебная реформа провозгласила демократические принципы правосудия:

1) Отделение суда от администрации, которое обеспечивалось несменяемостью судей и судебных следователей;

2) Создание всесословных судебных органов;

3) Равенство всех перед судом;

4) Суд присяжных; выборность мировых судей;

5) Прокурорский надзор за законностью судопроизводства.

Сам порядок судопроизводства был перестроен на основе принципов состязательности, гласности, устности, непосредственности, права обвиняемого на защиту. Вместо системы формальных доказательств была введена оценка доказательств по внутреннему судейскому убеждению.

Судебные уставы предусматривали создание бессословных судебных учреждений двух типов – общих судов и мировых судов. Мировые судьи учреждались для рассмотрения мелких уголовных и гражданских дел. Дела решались мировыми судьями единолично в порядке упрощенного судопроизводства. Мировые судьи, а их было несколько в каждом уезде и городе, избирались уездными земскими собраниями из лиц, имевших высшее или среднее образование, высокий имущественный ценз, который несколько понижался только для отставных офицеров. Приговор или решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный съезд мировых судей (в апелляционном порядке) и, наконец, в кассационном порядке в Сенат.

Система общих судов состояла их окружных судов и судебных палат. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было учреждено 106. Обычно судебный округ совпадал с территорией губернии. Именно в окружном суде рассматривалась основная масса судебных дел как уголовных, так и гражданских. Те уголовные дела, по которым подсудимым грозили наказания, связанные с лишением или ограничением гражданских прав, рассматривались с участием присяжных заседателей.

5) Контрреформы 80 – 90-х годов XIX в.

Первым мероприятием стало принятие Положения об усиленной и чрезвычайной охране (1881 г.). В дополнение к нему в 1892 г. принимается закон о военном положении, регламентировавший полномочия военных властей в прифронтовой полосе в условиях войны. Однако этот закон предусматривал возможность объявления военного положения и в мирное время в случае массовых беспорядков. Власть в местностях, объявленных на военном положении, передавалась военному командированию, и на гражданских лиц распространялась юрисдикция военно – полевых судов.

В отношении крестьянства проводилась линия на усиление патриархальных начал в крестьянской семье. Закон 1886 г. установил, что для семейного раздела (выделения взрослых детей) требовалось согласие главы семьи и решение сельского схода, принятое квалифицированным большинством в 2/3 голосов.

В 1889 г. учредили институт земских участковых начальников. Каждый уезд делился на участки, в которые назначались участковые земские начальники из местных потомственных дворян, имевшие в данном уезде земельные владения и высшее или среднее образование. Земский начальник сосредотачивал в своих руках жесткий контроль за крестьянскими общинами, административную и судебную власть. Мировые судьи были упразднены в уездах, где были назначены земские начальники. Это была попытка возродить сословные органы власти потомственного дворянства.

Пересмотрены были Положения о земских и городских органах самоуправления. По закону 1890 г. изменения в земском самоуправлении сводились к следующему: на выборах в уездные земские собрания система курий сохранилась, но по первой курии теперь избирали не все землевладельцы, а только дворяне, т. е. был применен сословный принцип. Крестьяне избирали лишь выборщиков, из числа которых губернаторы назначали депутатов земского собрания. Резко был усилен правительственный контроль за земствами. Для этого в губерниях были созданы специальные учреждения – губернские по земским делам присутствия – из числа чиновников и всех уездных предводителей дворянства под представительством губернатора.

По закону 1892 г. был изменен порядок выборов в городские думы. К выборам допускались лишь владельцы недвижимой собственности в столицах стоимостью не ниже 3 тыс. руб., в губернских городах – 1,5 тыс. руб., в других городах – 1 тыс. руб. В выборах участвовали лишь дворяне, крупные буржуа и некоторая часть средней буржуазии. Число избирателей резко сократилось. Так, если в Москве было 20 тыс. избирателей, то после 1892 г. их осталось лишь 7 тысяч. Усилилось вмешательство губернаторов в городские дела.

Не менее решительно проводились контрреформы в системе образования. По уставу 1884 г. ликвидирована была университетская автономия. Должности ректоров, деканов, профессоров стали замещаться не по выбору, а по назначению. Университеты были поставлены в полную зависимость от министра просвещения и попечителей учебных округов. В 1887 г. были изменены правила приема: за добропорядочный, с точки зрения правительства, «образ мысли» абитуриентов должна была поручаться средняя школа. Одновременно в пять раз повысилась оплата за обучение. В том же 1887 г. последовал известный министерский циркуляр о «кухаркиных детях». Он закрывал доступ в гимназии детям кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников. Все эти меры были направлены на возрождение сословности в образовании. Решительный удар был нанесен по женскому высшему образованию. Прием на женские высшие курсы был прекращен. Он возобновился лишь в самом конце XIX в. Усилился контроль церкви за содержанием образования (в том числе, и высшего).

В 1882 г. были введены новые Временные правила о печати, фактически восстанавливавшие предварительную цензуру для периодической печати. Усиливались административные меры против «строптивых» изданий: их душили штрафами и конфискациями тиражей. Для поощрения и «подкормки» проправительственных изданий в Главном управлении по делам печати был образован специальный фонд, прозванный «рептильным». Школой, церковью, цензурой активно проводился в жизнь официальный лозунг: «Православие, самодержавие, народность», выдвинутый еще в царствование Николая I тогдашним министром просвещения графом Уваровым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: