Управление финансами
В январе 1810 года император внес в план по оздоровлению экономики в государственный совет. Второго февраля он был утвержден и обнародован. Сильные меры сводились к следующему: 1) изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения;
2) сокращению расходов всех государственных ведомств;
3) установлению жесткого контроля над государственными расходами;
4) устройство монетной системы;
5) развитию торговли как внутренней, так и внешней;
6) установлению новых налогов.
Особый капитал погашения, необходимый для покрытия ассигнаций, которые объявлялись государственным долгом, создавался за счет распродажи государственного имущества. Купцам первой гильдии разрешалось покупать казенные имения с крестьянами и владеть ими на основе крепостного права.
Была проведена первая перепись, выявившая число налогоплательщиков.
В оборот были выпущены облигации, по которым выплачивалось ежегодно 6%. Важной мерой по стабилизации финансового состояния явилось установление, по инициативе Сперанского, налогов для дворянских имений, ранее освобожденных от податей. Все меры сопровождались разработкой таможенного тарифа и торгового уложения. В основе этих нормативных актов была положена идея поощрения собственного производства и сокращение потока иностранных товаров. Эти тарифные установления помогли выстоять промышленности России в тяжелые годы континентальной блокады и войны с Францией.
|
|
Государственное управление в России в период утверждения капитализма. Реформы 60-х, 70-х годов и контрреформы 80-х, 90-х годов ХIХ века
19 февраля 1861 года императором были подписаны манифест, общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости и другие акты о крепостной реформе (17 актов). Эти законы разрешили четыре вопроса:
1) О личном освобождении крестьян;
2) О земельных налогах и повинностях освобождений;
3) О выкупе крестьянами своих земельных наделов;
4) Об организации крестьянского управления.
Закон установил двухлетний срок для составления уставных грамот, в которых определялись взаимоотношения помещиков и крестьян.
Составлением уставной грамоты, крестьяне получали земельные наделы, но впредь до заключения выкупной сделки считались временно обязанными. Это означало, что вся земля еще считалась собственностью помещика, а за пользование ею, крестьяне несли повинности (барщина, оброк). И лишь с заключением выкупной сделки и выплатой первого взноса за землю, крестьяне приобретали статус крестьян – собственников и получали все права свободных сельских обывателей.
|
|
Органом крестьянского самоуправления в сельских обществах, объединявших крестьян – домохозяев в селах, стали сельские сходы, избиравшие сельских старост и других должностных лиц. Сходы решали вопросы порядка пользования землей, увольнения из общины и приема в нее, взыскания недоимок. Сельские общества объединялись в более крупные единицы – волости с населением от 300 до 2000 человек. Выборные должностные лица общин и волостей (сельские старосты, волостные старшины, волостные судьи) обеспечивали исправную выплату налогов и выполняли мелкие полицейские функции. Их деятельность контролировали мировые посредники – представители дворянства.