Ресурсы Процесс производства Результаты

Живой труд
Продукция
Издержки, связанные с потреблением -живого труда Всего издер- -средств труда жек (4) -предметов труда
(1) (5)


Средства труда
(2) (6)

Доход (прибыль) (прибыль)


Предметы труда
(3)

Внешняя среда (налоги, плате- жи и др.)
Фонд возмещения издержек производства
Фонд потребления
Распределение доходов (прибыли)


(9) (8) (7)

Рисунок 1.2 – Экономико-технологическая модель производственного процесса

Следующая проблема состоит в измерении результатов производства. Результатом деятельности предприятия является его продукция, имеющая потребительскую ценность и измеряемая в денежной и натурально-вещественной формах. Различают продукт и услугу. Продукт имеет вещную форму (изделие, построенный дом и др.). Услуга - вид деятельности, который не меняет вещную форму продукта, но увеличивает его первоначальную стоимость в соответствии с потребностями покупателя. Это перевозки, ремонт, организация продаж и т. п.

Продукция в вещной форме учитывается, прежде всего, в натуральных (физических) единицах измерения (штуки, тонны, кубометры и т.д.). В основу учета обобщенных результатов приняты денежные измерители. Они характеризуют себестоимость либо цену продукции. Себестоимость остается всегда индивидуальной вследствие различий условий и организационно-технического уровня производства. Поэтому более объективным инструментом оценки объема продукции является цена. В практике используют несколько видов цен.

1. Фактические цены, которые могут быть договорными (свободными), лимитируемыми и фиксируемыми. В процессе товародвижения промышленной продукции различают оптовые цены производителя (цен предприятия), цену оптовой торговли (включающую также транспортные расходы и снабженческо-сбытовые наценки оптовиков) и розничные цены. Сложившаяся практика налогообложения требует выделения в платежных документах кроме цены производителя (продавца) налога на добавленную стоимость (НДС), акциза и других «косвенных налогов».

2. Цены, принимаемые при составлении плановых расчетов - в технико-экономических расчетах, бизнес-планах и других документах прогнозного характера. Плановые цены затем обычно корректируются, чтобы учесть инфляцию и влияние других ценообразующих факторов.

3. Сопоставимые цены, т.е. цены, приведенные к базовому периоду (моменту).

Важной является проблема учета и соизмерения результатов деятельности отдельных подразделений в составе предприятия, поскольку в каждом из них может быть своя степень завершенности производства, продукции. Различают незавершенное производство, полуфабрикат и готовые изделия. Под полуфабрикатом понимают продукты, законченные обработкой в данном подразделении, но в соответствии с технологией последующей обработки предназначенные для использования в других подразделениях предприятия. Товарная продукция, законченные услуги и произведенный полуфабрикат составляют валовой выпуск подразделения, а со стоимостью остатков незавершенного производства – его валовой оборот. Суть и схема формирования различных видов продукции на предприятии понятны из рисунка 1.3.

Взаимосвязь показателей производства и реализации продукции предприятия характеризуется рядом показателей (табл. 1.2).

 
 
Подразделения: 1
  Предприятие (фирма)
å

Валовой оборот предприятия
Валовой оборот


å

подразделений

Изменение остатков незавершенного производства
Внутрипроизводственный оборот
«=» «-»

«=»

Валовая продукция предприятия
Валовая выручка
«+»

«-»

Изменение остатков незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки
Товарная продукция, Законченные услуги, Полуфабрикаты
å


Товарная продукция
«=»

Отгруженная продукция
Реализованная продукция


Рисунок 1.3 – Схема формирования видов продукции на предприятии

Коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота показывает, сколько рублей произведенной валовой продукции приходится на 1 руб. валового оборота и, соответственно, растет или уменьшается стоимость внутризаводского оборота. Обратная величина носит название коэффициента внутрипроизводственного комбинирования и примерно характеризует число стадий производственного процесса.

Коэффициент товарности непосредственно характеризует стоимость товарной продукции, приходящейся на 1 руб. валовой и, по существу, оценивает качество оперативного внутрипроизводственного планирования.

Коэффициент отгрузки характеризует соотношение стоимости отгруженной и товарной продукции и косвенно оценивает качество работы управленческого звена, ответственного за своевременный сбыт готовой продукции.

Коэффициент реализации характеризует соотношение стоимости отгруженной и реализованной продукции. Косвенно оценивает результативность работы финансовой службы предприятия – контроль за своевременностью поступления платежей от покупателей, заказчиков.

Показатели валового оборота, валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции базируются на данных бухгалтерского учета. Стоимость продукта Р может быть представлена формулой

Р = С1 + С2 +V +M,

а соотношения и взаимосвязи показателей объема продукции и объема производства – схемой на рисунке 1.4.

Таблица 1.2 – Показатели производства и реализации продукции

N строк Показатели Обозначения, зависимости в
промышленности строительстве
  Валовой оборот, р. ВО ВО
  Валовая продукция, р. ВП ВП
  Товарная продукция, (товарная строительная продукция), р. ТП ТСП
  Отгруженная продукция, (сданная заказчику строительная продукция), р. ОП СП
  Реализованная продукция, р. РП РП
  Коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота (стр.2:стр.1) ВП: ВО ВП: ВО
  Коэффициент товарности (стр.3: стр.2) ТП: ВП ТСП: ВП
  Коэффициент отгрузки (сданной продукции) (стр.4: стр.3) ОП: ТП СП: ТСП
  Коэффициент реализации (стр.5: стр.4) РП: ОП РП: СП

При составлении нормативной калькуляции определяют стоимость единицы и всей продукции Р. Если из Р последовательно вычитать отдельные элементы затрат, то получают нормативно-условную чистую продукцию (НУЧП), нормативную себестоимость обработки (НСО), нормативно-чистую продукцию НЧП), продукцию в нормативах затрат заработной платы (НЗП) и нормативную трудоемкость (НТ). При оперировании фактической ценой (стоимостью) продукции и фактическими затратами по элементам аналогично получают фактические показатели объема производства – УЧП, ЧП, СО, ЗП, Т.

Стоимость продукции (цена) Р Р = С1 + С2 +V +M
Амортизация Предметы труда Живой труд Прибыль С2 С1 V M


  Трудоемкость Т  
  Оплата затрат живого труда V  
  Чистая продукция ЧП= V + М  
Себестоимость обработки С2 + V = СО
Условно-чистая продукция (добавленная стоимость; стоимость, добавленная обработкой) С2 + V + М= УЧП
     

Рисунок 1.4 – Система показателей объёма производства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: