Лекция 6.
1. Коммуникация: понятие и типология. 2. Функции и модели коммуникации.
1. Коммуникация: понятие и типология.
Проблема коммуникации приобретает особое значение в ситуации активного развития рыночных отношений, демократизации общественных отношений, появления множества социальных субъектов, жизнеспособность которых напрямую зависит от желания и умения организовывать коммуникацию.
Коммуникации является главным условием на пути достижения эффективности организации.
“Коммуникации, — пишет отечественный исследователь А.Б. Зверинцев, — выполняют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации. Если вдруг перекрыть потоки сообщений в организации, то она прекратит свое существование”.
В настоящее время насчитывают до 126 дефиниций понятия “коммуникация”. Самые распространенные из них следующие:
1. Под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений.
2. Психологи обозначают термином коммуникация процессы обмена продуктами психической деятельности.
|
|
3. Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации.
4. В целом коммуникация это - процесс взаимодействия, общения субъектов на основе обмена информацией, а также используемые при этом средства связи — формы, способы, каналы взаимодействия.
Следует различать понятия: коммуникация и процесс донесения информации.
Коммуникация имеет место лишь тогда, когда общающиеся люди понимают друг друга.
Информация — это то, что передается в ходе данного процесса.
Процесс передачи сообщения — лишь начальное звено в коммуникационном процессе.
Коммуникация представляет собой обоюдный процесс обмена сигналами с целью информирования, инструктирования или убеждения
(разместив свое сообщение в СМИ, сотрудник соответствующего подразделения организации полагает, что в результате этого произошла коммуникация – это не так).
Типология коммуникаций пока еще далека от завершенности.
Можно выделить следующую классификацию коммуникаций:
— По субьектам: политическая, корпоративная, некоммерческая, государственно-административная, международная.
— По масштабам объектов: массовая, групповая, межличностная.
— По характеру объектов: внутренняя, внешняя, деловая. — По вектору движения: горизонтальная, вертикальная.
— По используемому коду: вербальная, невербальная. — По соотношению прямой/обратной связи: иерархическая, демократическая.
— По характеру сообщения: деструктивная, конструктивная, нейтральная и др.
Определение массовой коммуникации (Д. Корнер и Дж.Хатхорн Современные английские авторы):
|
|
Массовая коммуникация это - производственная деятельность, происходящая внутри большой организационной структуры, профессиональные, политические, экономические и юридические законы функционирования которой определяет общественно-политический строй».
Коммуникативист Д.Маккуэйл выделил семь основных характеристик массовой коммуникации. Коммуникация:
1). Обычно требует сложной формальной организационной структуры.
2). Направлена на большие аудитории.
3). Носит открытый, публичный характер.
4). Имеет аудиторию, отличающуюся высокой степенью социально-культурной неоднородности.
5). Обладает способностью устанавливать одновременный контакт с большим количеством людей, удаленных как друг от друга, так и от коммуникатора.
6). Строит взаимоотношения между коммуникатором и реципиентом — так, что последний знает о социальном статусе коммуникатора.
7). Выполняет функцию “массовизации” — т.е. сплочения аудитории вокруг общих ценностей, политических взглядов, моделей потребления и т.д.
Массовая коммуникация реализуется через определенную систему средств массовой коммуникации (СМК). К ним относят печать, радио, телевидение, кабельное телевидение, спутниковые средства связи, Интернет.
Массовая коммуникация выполняет ряд важных функций: