PR в системе коммуникаций

Лекция 6.

1. Коммуникация: понятие и типология. 2. Функции и модели коммуникации.

1. Коммуникация: понятие и типология.

Проблема коммуникации приобретает особое значение в ситуации активного развития рыночных отношений, демократизации общественных отношений, появления множества социальных субъектов, жизнеспособность которых напрямую зависит от желания и умения организовывать коммуникацию.

Коммуникации является главным условием на пути достижения эффективности организации.

“Коммуникации, — пишет отечественный исследователь А.Б. Зверинцев, — выполняют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации. Если вдруг перекрыть потоки сообщений в организации, то она прекратит свое существование”.

В настоящее время насчитывают до 126 дефиниций понятия “коммуникация”. Самые распространенные из них следующие:

1. Под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений.

2. Психологи обозначают термином коммуникация процессы обмена продуктами психической деятельности.

3. Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации.

4. В целом коммуникация это - процесс взаимодействия, общения субъектов на основе обмена информацией, а также используемые при этом средства связи — формы, способы, каналы взаимодействия.

Следует различать понятия: коммуникация и процесс донесения информации.

Коммуникация имеет место лишь тогда, когда общающиеся люди понимают друг друга.

Информация — это то, что передается в ходе данного процесса.

Процесс передачи сообщения — лишь начальное звено в коммуникационном процессе.

Коммуникация представляет собой обоюдный процесс обмена сигналами с целью информирования, инструктирования или убеждения

(разместив свое сообщение в СМИ, сотрудник соответствующего подразделения организации полагает, что в результате этого произошла коммуникация – это не так).

Типология коммуникаций пока еще далека от завершенности.

Можно выделить следующую классификацию коммуникаций:

— По субьектам: политическая, корпоративная, некоммерческая, государственно-административная, международная.

— По масштабам объектов: массовая, групповая, межличностная.

— По характеру объектов: внутренняя, внешняя, деловая. — По вектору движения: горизонтальная, вертикальная.

— По используемому коду: вербальная, невербальная. — По соотношению прямой/обратной связи: иерархическая, демократическая.

— По характеру сообщения: деструктивная, конструктивная, нейтральная и др.

Определение массовой коммуникации (Д. Корнер и Дж.Хатхорн Современные английские авторы):

Массовая коммуникация это - производственная деятельность, происходящая внутри большой организационной структуры, профессиональные, политические, экономические и юридические законы функционирования которой определяет общественно-политический строй».

Коммуникативист Д.Маккуэйл выделил семь основных характеристик массовой коммуникации. Коммуникация:

1). Обычно требует сложной формальной организационной структуры.

2). Направлена на большие аудитории.

3). Носит открытый, публичный характер.

4). Имеет аудиторию, отличающуюся высокой степенью социально-культурной неоднородности.

5). Обладает способностью устанавливать одновременный контакт с большим количеством людей, удаленных как друг от друга, так и от коммуникатора.

6). Строит взаимоотношения между коммуникатором и реципиентом — так, что последний знает о социальном статусе коммуникатора.

7). Выполняет функцию “массовизации” — т.е. сплочения аудитории вокруг общих ценностей, политических взглядов, моделей потребления и т.д.

Массовая коммуникация реализуется через определенную систему средств массовой коммуникации (СМК). К ним относят печать, радио, телевидение, кабельное телевидение, спутниковые средства связи, Интернет.

Массовая коммуникация выполняет ряд важных функций:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: