Началом изучения коммуникации в современном обществе стали исследования пропаганды, использовавшейся государствами в первой мировой войне.
Именно тогда новые средства воздействия — пресса и кино— стали применяться для продвижения в обществе идей патриотизма, помощи армии.
В 1920 — 30-е гг. понятия “коммуникация” и “пропаганда” становятся едины (синонимы).
В 1948 г., социолог Г. Лассуэл сформулировал классическую модель процесса коммуникации. По Лассуэлу акт коммуникации состоит из пяти элементов:
— Кто? (передает сообщение) Коммуникатор. — Что? (передается) Сообщение текста.
— Как? (осуществляется передача) Канал. — Кому? (направлено сообщение) Аудитория. — С каким эффектом? Эффективность.
Однако, эта модель оказалась неэффективной.
В некоторых случаях результаты выборов оказываются противоположны направленности кампаний массового убеждения
Исследователи Б.Берельсон и Г.Годэ. установили, что в критических ситуациях “идеи”, поставляемые прессой и усваиваются людьми под влиянием находящихся рядом с ними неформальных, но влиятельных “ лидеров мнения ”.
|
|
Идеи распространяются от радио и прессы к лидерам мнения и затем от них к менее активным секторам - “двухступенчатый” характер воздействия массовой коммуникации.
Таким образом, появилась еще одна модель коммуникации, названая «двухступенчатой»:
|
|
|
|
Схема 2. Модель двухступенчатой коммуникации
Социолог Ж. Дюран на основе двуступенчатой модели разработал модель приема и обработки информации на индивидуальном уровне.
Она состоит из пяти последовательных фаз:
а) первичный контакт с сообщением: индивид решает, стоит ему или нет принимать какие-либо действия;
б) расшифровка сообщений: рождение синтеза полученных сообщений и информации, заложенной в памяти реципиента;
в) изменение позиции: завершение динамичного процесса, в результате которого затрагиваются различные аспекты мировоззрения реципиента (взгляды, чувства, нормы);
г) закрепление эффекта: здесь активную роль играет память реципиента;
д) изменения в поведении, которые являются результатом восприятия и усвоения информации, обуславливаются индивидуальными особенностями реципиента и состоянием окружающей среды.
Также важным моментом в изучении коммуникации стало открытие обратной связи.
Обратная коммуникация волновала адресантов только в кризисные периоды общественной жизни.
Концепция обратной связи означает способность общества автоматически регулировать поступающую и обратную информацию с тем, чтобы поддерживать состояние стабильности и равновесия.
|
|