Научное изучение процесса коммуникации

Началом изучения коммуникации в современном обществе стали исследования пропаганды, использовавшейся государствами в первой мировой войне.

Именно тогда новые средства воздействия — пресса и кино— стали применяться для продвижения в обществе идей патриотизма, помощи армии.

В 1920 — 30-е гг. понятия “коммуникация” и “пропаганда” становятся едины (синонимы).

В 1948 г., социолог Г. Лассуэл сформулировал классическую модель процесса коммуникации. По Лассуэлу акт коммуникации состоит из пяти элементов:

— Кто? (передает сообщение) Коммуникатор. — Что? (передается) Сообщение текста.

— Как? (осуществляется передача) Канал. — Кому? (направлено сообщение) Аудитория. — С каким эффектом? Эффективность.

Однако, эта модель оказалась неэффективной.

В некоторых случаях результаты выборов оказываются противоположны направленности кампаний массового убеждения

Исследователи Б.Берельсон и Г.Годэ. установили, что в критических ситуациях “идеи”, поставляемые прессой и усваиваются людьми под влиянием находящихся рядом с ними неформальных, но влиятельных “ лидеров мнения ”.

Идеи распространяются от радио и прессы к лидерам мнения и затем от них к менее активным секторам - “двухступенчатый” характер воздействия массовой коммуникации.

Таким образом, появилась еще одна модель коммуникации, названая «двухступенчатой»:

Передатчик информации
Переработчик информации

Адресат
Адресант

Схема 2. Модель двухступенчатой коммуникации

Социолог Ж. Дюран на основе двуступенчатой модели разработал модель приема и обработки информации на индивидуальном уровне.

Она состоит из пяти последовательных фаз:

а) первичный контакт с сообщением: индивид решает, стоит ему или нет принимать какие-либо действия;

б) расшифровка сообщений: рождение синтеза полученных сообщений и информации, заложенной в памяти реципиента;

в) изменение позиции: завершение динамичного процесса, в результате которого затрагиваются различные аспекты мировоззрения реципиента (взгляды, чувства, нормы);

г) закрепление эффекта: здесь активную роль играет память реципиента;

д) изменения в поведении, которые являются результатом восприятия и усвоения информации, обуславливаются индивидуальными особенностями реципиента и состоянием окружающей среды.

Также важным моментом в изучении коммуникации стало открытие обратной связи.

Обратная коммуникация волновала адресантов только в кризисные периоды общественной жизни.

Концепция обратной связи означает способность общества автоматически регулировать поступающую и обратную информацию с тем, чтобы поддерживать состояние стабильности и равновесия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: