В деятельности PR-служб
Информационная политика государства и ее роль
Лекция.
1. Информационные ресурсы современного общества и государства.
2. Роль и место информации в государственном управлении.
Современное постиндустриальное общество имеет информационную и сетевую природу.
Постиндустриальная экономика — это экономика, в которой промышленность по показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступает сфере услуг.
На предыдущих этапах развития общества - рост информационных взаимодействий обеспечивал совершенствование технологической базы цивилизации.
На нынешнем этапе - развитие начинает определять ее сущность.
Информационная революция является социотехнологической, в ходе которой появляется новый тип социальной организации — информационное общество.
Информационное общество - это общество в котором экономическое развитие, социальные изменения, качество и образ жизни зависят от научного знания, способа эксплуатации информации и характера информационно-коммуникативных процессов.
Факторы оценки информационного общества:
— Технологический: ключевой фактор — информационная технология, широко применяющаяся в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
— Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора вменения качества жизни, формируется широкий доступ к информации.
— Экономический: информация повсеместно используется качестве ресурса, услуг, товара.
— Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который отличается растущим участием различных классов и слоев населения.
— Культурный: признание культурной ценности информации.
В основе информационного общества лежит производство информации, а не материальных ценностей, а самый большой источник богатства — национальные информационные ресурсы.
При переходе к информационному обществу – происходит изменение модели поведения граждан: с материальных ценностей на ценности самореализации (изменение западных ценностей).
Существенная особенность информационного общества:
1. Новые технологии позволяют: расширить права граждан путем предоставления доступа к разнообразной информации
2. Расширить возможности граждан контролировать деятельность власти, активно производить информацию, а не только ее потреблять.
Эта особенность (Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на государственную власть) ставит вопрос о трансформации существующих властных структур и структур гражданского общества.
Развитие широких транскультурных контактов, господство информационных ресурсов оказывает влияние на трансформацию и политических структур.
Этот процесс создает новую сетевую геометрию власти, в которой властные отношения определяются спецификой конкретной конфигурации политических фигур и институтов.
В перспективе это порождает новую форму государства — сетевое государство, в котором отношения властвующих и подвластных основываются на новых способах коммуникации.
Новые информационные общества имеют три главные общие характеристики:
— Во-первых, информация рассматривается как экономический ресурс. Организации используют информацию во все больших масштабах с целью повысить эффективность и конкурентоспособность.
— Во-вторых, информация становится предметом массового потребления у населения.
— В-третьих, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики,который растет более быстрыми темпами, чем остальные сектора.
Государства, стремящиеся занимать достойное место в мире, должны разрабатывать и реализовывать эффективную национальную информационную политику.
Если в индустриально развитых такой переход уже является целью гос.политики, то в России подобный уровень деятельности государственной власти еще не достигнут.