Политическое консультирование в России

В России, как и в других странах, эффективная избирательная кампания становится существенным фактором успеха.

Начиная с выборов 1989 г., в стране заявили о себе несколько десятков фирм, специализирующихся на изучении политического рынка, оказании имиджмейкерских услуг, осуществлении “паблик рилейшнз”.

Универсальных фирм в России нет, поэтому специализирующиеся на выполнении этих функций агентства объединяются в консорциумы, холдинги.

Годовой оборот средств в российском электоральном бизнесе составляет 1 млрд. долл., количество рабочих мест, создаваемых в год выборов, достигает 200 тыс.

Преодолевая немалые трудности, в России формируется “цеховое” сообщество политических консультантов.

Летом 1995 г. была создана Ассоциация центров политического консультирования.

В 1997 г. — Общество вольных социальных технологов.

В целом становлению отечественного политического консалтинга способствуют:

1. Значительная (доходящая до 50%) численность “плавающего” электората. Центристского по своей политической природе, не имеющего стабильных идеологических симпатий и ориентирующихся на имидж кандидатов.

2. Обретение российской политической и политико-административной элиты навыков самосохранения и самовоспроизводства. Обеспечения собственных индивидуальных и групповых интересов посредством непосредственного участия в выборах.

3. Наличие политико-консультационных структур, функционирующих в различных организационных формах (независимые эксперты консалтинговые фирмы и холдинги и т.д.)

Противодействие дальнейшему развитию политического ' консультирования в России оказывают:

1. Усиливающееся вмешательство исполнительной власти в структурирование электорального пространства. Активное использование административного ресурса для воздействия на ход борьбы и голосовательное поведение граждан, что снижает возможности современных политических технологий.

2. Высокая степень управляемости российского электората, особенно в сельской местности и национально-государственных образованиях; сохраняющая позиции модель голосования по команде начальства.

3. Гипертрофированная роль личности лидера, за которого избиратель голосует не по рациональным мотивам, а “потому, что нравится”.

4. Несовершенство избирательного законодательства. Произвольная трактовка (ЦИК) ряда федеральных законов существенным образом ограничивает доступ к СМИ и возможность ведения предвыборной агитации субъектами политики. Благое намерение обеспечить “честные и чистые” выборы оборачивается бюрократическим ограничением демократических прав граждан, снижением роли публичных кампаний в политической жизни страны.

Негативной стороной отечественного опыта является склонность политических стратегов к грубому манипулированию мнением и поведением граждан, покупке голосов, выхолащиванию политического содержания кампаний, использованию “грязных” технологий.

При этом справедливая критика отрицательных черт консалтинга иногда упускает из виду различие, существующее между действительно “грязными” способами борьбы (фальсификацией результатов выборов, клеветой, шантажом, угрозами, покушениями и т.п.) и такими технологиями, без которых серьезной борьбы просто быть не может.

Проблема состоит не в том, чтобы ликвидировать любое манипулирование, а в том, чтобы не допустить пропагандистского насилия над избирателями, выхолащивания политического содержания кампаний.

Цель современного консалтинга — демократизация политического процесса, предельное сокращение дистанции между политиками и избирателями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: