Кто приходит в электоральный бизнес

Социологический профиль и политические убеждения полит-консультанта. Специфика отношений с заказчиком.

Национальные модели политконсалтинга.

Европейская модель политконсалтинга заметно отличается от североамериканской.

Ремесло политического консультанта появилось в Европе на 30 лет позже, нежели в США. Политический маркетинг приживался в странах ЕС с трудом.

Ценимые в США, политические консультанты, были восприняты в Европе совершенно иначе — как режиссеры политического спектакля, манипуляторы и кукловоды. Некоторое предубеждение против них остается и сейчас.

Причины этого:

1. Европа имеет сильную систему партий, базирующуюся устойчивой партийно-политической самоидентификации граждан

2. Там недостаточно развита культура преемственности: пришедшая квласти партия отбрасывает - наследие предшественников и объявляет об очередном “историческом выборе”.

3. Избирательные кампании в Европе носят политический, а не технологических характер, и наряду с имиджем кандидатов важную роль играют их программы, партийная принадлежность.

4. Организация политических кампаний осуществляется в европейских странах силами не только консультантов, но и партийных организаций. Без них практически невозможно выиграть выборы даже при наличии сильной команды консультантов и менеджеров.

Помимо особенностей политической системы в Европе очень важна роль служб общественного мнения.

За период избирательной кампании социологи осуществляют до тысячи опросов. При этом ежедневно публикуются данные 2 — 3 новых исследований о кандидатах.

В целом данные различия показывают, что важна адаптация заимствований к социально-политическим и культурным реалиям принимающей страны, в результате чего формируется новая и своеобразная политико-технологическая модель.

Мировой опыт свидетельствует, что более половины всех консультантов являются выходцами из журналистики и рекламного бизнеса.

(в %)

Персоналии Персоналии
“Пиарщики” – 36 Люди из сферы политики – 11
Представители прессы – 15 Люди из сферы коммуникаций - 55
Рекламисты – 10 Другие - 34
Теле- и радиожурналисты – 6  
Другие – 33  

В то же время консалтинг становится все более профессиональным делом. Исследование американских политконсультантов показало, что почти 40% респондентов имеют степень бакалавра гуманитарных или естественных наук, 25% — степень магистра и 6% — докторскую степень.

Консалтинг — это персонифицированный бизнес.

Исследования показывают: клиенты выбирают консультантов с хорошей репутацией, а не фирму.

Заказчики хотят работать с конкретным профессионалом.

Сегодня политконсультирование постепенно утрачивает характер кустарного производства и становится видом деятельности с нормами и стандартами этики.

В мировой практике определены 5 критериев профессионализма политических консультантов:

1. Опора на признанные теоретико-методологические подходы к организации кампаний.

2. Компетентность, признаваемая пользователями услуг консультанта.

3. Компетентность, признаваемая профессиональным сообществом, имеющим право применять санкции против нарушителей.

4. Принадлежность кпрофессиональной ассоциации, обеспечивающей подготовку и повышение квалификации своих членов.

5. Соблюдение консультантом профессиональной этики.

В отношениях между консультантом и его “клиентом” имеются две крайности:

а) Клиент имеет сильного консультанта-менеджера, который получает карт-бланш на принятие не только технических, но и стратегически важных решений.

б) В идущей беспорядочно кампании клиент сам диктует консультантам, что и как надо делать.

В американской модели политконсалтинга политики не слишком заметно влияют на координацию кампаний, полагаясь на мнения экспертов.

В Европе же политики не торопятся передавать контроль над избирательными кампаниями консультантам.

Общей тенденцией является концентрация полномочий в руках маленькой группы (комитета) в партийном центре.

Независимые консультанты иногда инкорпорируются в принимающие решения партийные структуры.

Долгое время мировая общественность была обеспокоена тем, что консультанты не обращали особого внимания на политические идеи кандидатов.

Это порождало опасности профессионального ведения кампаний командами политических экстремистов.

Однако, новейшие данные показывают, что ведущие консультанты становятся политически более разборчивыми.

Например: 74,3% американских специалистов работают только с демократами или только с республиканцами.

Четверо из пяти консультантов согласны или полностью согласны с тем, что они обычно работают на клиентов, чью позицию поддерживают.

Таким образом, имидж консультанта, как наемника, начинает уходить в прошлое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: