Бюджетный регламент – это установленный в организации порядок составления, представления, согласования, обработки и анализа, проведения план-факт анализа и оценки исполнения бюджетов различного вида и уровней.
Его составными элементами являются:
1) принятые в организации бюджетный период – срок, на который составляется бюджет и минимальный бюджетный период (т.е. разбивка отдельных бюджетов на подпериоды внутри бюджетного периода);
2) сроки и порядок разработки, согласования, представления,
консолидации и утверждения, бюджетов различных уровней;
3) бюджетный цикл или шаг финансового планирования – период, по
истечении которого составляются отчеты об исполнении ранее разработанных и утвержденных бюджетов, проводится план-факт анализ и осуществляется пересмотр корректировка бюджетов на оставшуюся часть бюджетного периода;
4) периодизация бюджетного контроллинга, т.е. системы внутреннего контроля и оценки исполнения бюджета, включающей всю структуру процедур, предназначенных для анализа и оценки эффективности управления ресурсами.
5. Организация бюджетного процесса. Для того чтобы бюджетный регламент заработал в компании как часть управленческой технологии, необходимо закрепить его во внутренних нормативных документах (положение о бюджетировании). Завершающим этапом при постановке бюджетирования в организации является его автоматизация.
Логическая схема процесса бюджетирования (последовательность составления бюджетов) приведена на рис. 2.
Рис. 2. Схема процесса бюджетирования
Рассмотрим каждый из бюджетов более подробно.