double arrow

Агрегатные общие индексы

Объективность общим индексам придает их запись в агрегатном ви­де, предложенная Ласпейресом и Пааше.

Агрегатный общий индекс Ласпейреса для количества товаров как первого фактора выручки определяется по формуле

= (114)

Аналогично можно записать агрегатный общий индекс Ласпейреса для цен как первого фактора выручки, то есть

= (115)

В формулах Ласпейреса знаменатели по существу одинаковые, пред­ставляя собой выручку базисного периода, а числители разные. В фор­муле (114) это отчетная выручка в базисных ценах (количесгво товаров отчетное, а цены — базисные), в формуле (115) наоборот — базисная выручка в отчетных ценах (цены отчетные, а количество товаров — ба­зисное).

Агрегатные общие индексы Пааше применяются ко вторым факто­рам мультипликативных моделей. Поэтому такой индекс для цен как второго фактора выручки определяется по формуле

= (116)

Аналогично можно записать агрегатный общий индекс Пааше для количества товаров как второго фактора выручки, то есть

= (117)

В формулах Пааше числители по существу одинаковые, представляя собой выручку отчетного периода, а знаменатели аналогичны числите­лям формул Ласпейреса.

Для облегчения запоминания студентами формул Ласпейреса и Пааше предлагаю обратить внимание на букву «ш» в слове «Пааше», которая напоминает «111» - так обозначены отчетные периоды в общей формуле (две единицы – в числителе, а одна – в знаменателе). В формуле же Ласпейреса – три нуля (наоборот к формуле Пааше).




Произведения количественного индекса Ласпейреса и ценового ин­декса Пааше, а также ценового индекса Ласпейреса и количественного индекса Пааше дают общий индекс выручки

. (118)

Однако вид этих формул показывает, что однофакторные индексы Ласпейреса и Пааше не равны между собой. То есть не равными явля­ются количественные индексы Ласпейреса и Пааше и ценовые. Амери­канский экономист Гершенкрон обширными расчетами установил, что по одному и тому же фактору индекс Ласпейреса обычно больше индекса Пааше и это открытие названо эффектом Гершенкрона.

Но в статистике должно быть одно значение индекса, поэтому аме­риканский экономист Фишер предложил применять среднюю геометри­ческую величину из индексов Ласпейреса и Пааше, определяя ее по формулам:

для количества товаров = (119)

для цен = (120)