Метафора № 2: ускоритель

Метафора № 1: слуга

Метафоры пользовательского интерфейса

Лекция № 7. Графический пользовательский интерфейс

До сих пор эта метафора интерфейса пользователя широкого распространения в "овеществлениях" (реальных компьютерных системах) не получила, несмотря на явно присутствующую в названии историческую подоплеку. Действительно, слуги существовали почти во все времена, отлично известно, каким должен быть хороший слуга - исполнительным, ненавязчивым, недорогим, всегда сопровождающим своего хозяина. В соответствии с этими историческими канонами сформировано и новое направление в пользовательском интерфейсе и компьютинге в целом – ubiquitous computing, активно развиваемое в исследовательском центре Xerox в Пало-Альто. Основная идея пользовательского интерфейса-"слуги" – полное отсутствие этого интерфейса, точнее, его абсолютная незаметность. Просто ваш будильник, зазвонив утром, оповещает вашу кофеварку о "побудке" хозяина, кофеварка спрашивает, хотите ли вы кофе, в это время на настенную графическую панель выводятся новости (с учетом ваших интересов и вкусов), устанавливается любимая вами температура воды в ванне и так далее. Естественно, что все это осуществляется с помощью разветвленной сети независимых контроллеров (сколько услуг - столько и слуг).

При реализации пользовательского интерфейса обычного персонального компьютера в соответствии с метафорой "слуги", разнообразие "слуг" означает непреодолимые сложности в управлении ими и просто катастрофический рост их количества по мере развития потребностей "хозяина" (программы, делающей ВСЕ, еще никто не написал и никогда не напишет). Хотя в самом PARC предполагают лавинообразное распространение этой технологии, начиная с 2005 г.

В соответствии с этим представлением об ИП он позволяет значительно ускорить процессы взаимодействия пользователя с машиной, сократить как количество необходимых операций для постановки задач, так и облегчить (а значит, и ускорить) восприятие и осознание результатов выполнения этих задач. В "овеществлениях" эта метафора присутствует в качестве концептуальной основы всех систем, в первую очередь специализированных, предназначенных для работы в реальном времени и высококритичных к надежности. Здесь делается все, чтобы довести до минимума управляющие органы интерфейса, - одна-две кнопки, многопозиционный рычаг (аналог джойстика), системы позиционирования головы, зрачков глаз.

В более привычном нам мире ПК, к сожалению, является раритетом – все реже удается встретить программы с хорошо продуманным интерфейсом. Высокая динамика рынка программного обеспечения требует очень быстрого выхода новых продуктов, и здесь уже не до оптимизации взаимодействия пользователя с компьютером.
Метафора № 3: рабочий стол

Самая распространенная из метафор ИП, относительно напоминающая настоящий рабочий стол - папки, бумаги, инструменты - все в куче и тщательно перемешано J. Существенные недостатки: так называемая проблема "четырех сам" (выбирай сам, вспоминай сам, знай сам, догадывайся сам) и ограниченность представления объектов-абстракций понятием иерархии документов. Удобство манипуляций с "виртуальными документами" (окна, экраны и пр.) в достаточной степени компенсируется отсутствием хорошо продуманных механизмов ассоциирования объекта-абстракции (файла, документа) со множеством доступных инструментов. Например, в MS Windows (русскоязычной версии) в интерфейсе присутствуют такие объекты-абстракции, как файлы и папки (даже здесь заключена путаница, так как file в первоначальном значении означает именно "подшивку бумаг", т. е. как бы папку), но инструменты их обработки именуются программами, а уж механизм соответствия инструментов объектам, основанный на трехбуквенных расширениях имен файлов, не выдерживает никакой критики. В Unix, точнее, в графических оболочках Unix, недостатки те же, усугубленные, в основном, большим различием в реализациях управляющих элементов ИП отдельных инструментальных средств.

О том, что метафора "рабочего стола" соответствует самому интуитивному и удобному интерфейсу, можно узнать из любого рекламного проспекта практически любого программного продукта системного назначения (операционной системы, например). Однако это также один из типичных мифов. Например, в пользовательском интерфейсе компьютеров Macintosh (к слову, одном из самых удачных, соответствующих метафоре "рабочего стола"), для подачи команды на "выталкивание" дискеты из накопителя ("вручную" это сделать было невозможно), необходимо было "перетянуть" пиктограмму дискеты в...пиктограмму "мусорной корзины" (trash). Такая "интуитивность" позволила даже нескольким предприимчивым компаниям заработать неплохие деньги на наклейках для Macintosh, оповещающих пользователей о том, что подобное действие не приводит к утрате данных. Что еще раз доказывает важность этапа проектирования пользовательских интерфейсов, чтобы не было таких казусов, а интерфейсы были действительно интуитивными и удобными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: