Использование коллизионного метода регулирования

Право международной торговли

Внутреннее законодательство.

Франция и германия - дуализм частного права, классические ТК. В германии ТП рассматривается традиционно как отрасль нем право, частное право предпринимателей- нормы ТП применяются всегда, в которых хотя бы одно лицо является предпринимателем. Нормы ГК применяются субсидиарно. Во Франции- ТК претерпел существенные изменения, практически все нормы были помещены в спец закон. Это дает право большинству фр. юристам считать, что ТП является кодифицированным только дэ юре. Сегодня около 80 стран приняты ТК наряду с ГК.

Англия - англ. право основывается на прецедентах, обычаях. Помимо ведущих прецедентов, обычаев были приняты законы, посвященные торговле(«закон о к-п» и пр.).

США -отличие от англ.: значение амер. Конституции, специфика амер. права заключается в федерализме. В ряде штатов были приняты ГК(нормы, выработанные суд практикой). В штате Луизиане фактически действует ГК Наполеона. В 1962 г принимается Единообразный ТК США- действует на тер-рии всех штатов. ТК был принят в целях модернизации амер. торгового права и у унификации ТП всех штатов. ТК включает в себя многие институты торгового права, но особенность ТК- он не ограничивается вопросами торгового права(+банковские операции и ценные бумаги).

· создание спец организаций

· принятие международных документов

2 основные тенденции регулирования права межд. торговли:

2) унификация международного частного права (прием законодательной техники, выработка единых правил):

нормативная унификация.

ненормативная (частно-правовая) унификация. Типовые, дистрибьюторские агенты и контракты, правила об аккредитивах, инкассо, унидруа и пр. не носят обязательный характер. Отличительные черты:

ü может приниматься любыми субъектами, участвующих в торговле

ü совокупность документированных обычаев торгового оборота

ü результат творческой работы авторитетных коммерческих организаций.

Унидруа - принципы, с одной стороны, не являются контрактом, а с др. стороны, не являются конвенцией. Принципы признаются всеми системами. Сфера действий принципов широка: внешний и внутренний оборот. Они не затрагивают применение обязательных императивных норм внутреннего законодательства, подлежат применению в случае(основания):

1. применение принципов по соглашению сторон:

v при наличия согласия сторон в договоре,

v при наличии согласия сторон, что договор будет регулироваться общими принципами права

2. по усмотрению суда или международного арбитража: если стороны не выбрали право, применимое к договору

3. по усмотрению сторон договора или суда:

v когда принципы используются для толкования и восполнения пробелов внешнего законодательства

v когда используются для толкования и восполнения национального законодательства

отличие принципов европейского договорного права от принципов унидруа: Принципы унидруа- относятся только к коммерческим договорам, ПЕДП- ко всем.

Организации:

1. Гаагская конференция по международному частному праву. В ней участвуют 45 гос-в. Занимается разработкой унифицированных коллизионных норм и норм гражданского процесса. среди наиболее известных документов: конвенция о праве применимом к международной к-п товаров(1955 г), РФ не участвует.

2. Комиссия ООН по праву международной торговли. ЮНИСТРАЛ: подготовка конвенций, распространение инфо и пр; 36 гос-в, в том числе РФ. Были приняты: венская конвенция о международной к-п товаров, РФ-участница; нью-йоркская конвенция об исковой давности в межд. к-п товаров; конвенция о морской перевозке грузов.

3. Международный институт унификации международного частного права- УНИДРУА(1926 г). Члены- 58 стран; унификация норм материального права путем разработки единообразных норм в области международной торговли.

4. Международная торговая палата- организационная, техническая, правовая поддержка. Цель- систематизация обычаев в праве международной торговли. Издает сборники унифицированных обычаев и обыкновений, например, Инкотермс- правила толкования международных торговых терминов(1936 г). Унифицированные обычаи по кредитиву и инкассо- не носят нормативный характер. В 1993 г. РФ стала участницей.

Региональные соглашения:

1. римский договор (1957) об учреждении европейского экономического сообщества. в рамках ЕС приняты нпа.

2. Соглашение об общих условиях поставки товаров стран СНГ (1992 г.)

К концу 80-х гг. были приняты законы о потребителях:

1. В ООН- хартия для защиты интересов потребителей, где впервые были сформулированы принципы:

ü защита потребителя от ущерба здоровью и безопасности

ü соответствие экономическим интересам потребителя

ü доступ потребителя к инфо(для квалифицированного выбора товара)

ü просвещение потребителя

ü наличие эффективных рассмотрения жалоб

ü свобода создания потребительских организаций, предоставление им право влиять на соответствующее законодательство.

2. Римская конвенция о праве применимом к договорным обязательствам - не носила спец характера, она направлена на многие категории отношений, не только на потребительские. В силу норм этой конвенции, ее положение может применятся даже в отношении стран, которые не являются участницами.

3. Гаагская конвенция о праве применимом к ответственности изготовителям. РФ не участница. Цель- чтобы возможно было определить применимый закон, если причинен вред здоровью или имуществу граждан.

3 фактора принятия специального законодательства внутреннего и внешнего:

1. Цель- защита слабой стороны в договорных отношениях

2. Безопасность товара.

3. Представление дополнительных форм и средств защиты потребительских прав.

ВЫВОДЫ:

Состояние международного торгового права: преобладание международного регулирования над национальным регулированием торгового права; преобладает частно-правовая кодификация над международно-правовой унификацией.

3. ТЗ РФ: место в системе законодательства и проблема кодификации

Источники в досоветской России:

ü русская правда, постановление о займе и поклаже

ü соборное уложение,

ü новый торговый устав 1667

ü новый торговый устав

ü устав торгового судопроизводства

Различие ведения деятельности с Западом:

1. в России наличный расчет, на Западе уже имел место кредит

2. в России торговцы так и не стали самостоятельной политической силой

3. не существовало общественных организаций, которые могли бы выражать интересы и требования.

Советский период:

Всплеск был во времена НЭПа. Существование торгового права было под запретом, не могла развиваться ни наука, ни законодательство, ни ТП.

Современный этап:

Обособление ТЗ на ряду с законодательством гражданским признано на гос уровне, это отражено в общероссийском сертификаторе законодательства и в указе Президента от 2000 г. Был утвержден сертификатор правовых актов- спец отдел, посвященный торговле. Торговое законодательство относительно обособлено от ГЗ. ТЗ разрабатывается для отражения специфики ТЗ, если что-то не урегулировано в ТЗ, то субсидиарно действуют нормы ГЗ.

Система:

1. торговые законы

2. гражданские законы

3. торговые обычаи

Нет системы единого регулирования коммерческих отношений, существует более 600 НПА.

Необходимо создать ТЗ, много споров. Наиболее спорный вопрос- возможность его кодификации, нужен ли ТК. Существует 2 точки зрения:

· разработчики ГК считают, что нет необходимости ТК

· необходим ТК. представители экономической науки поддерживают эту идею. развитие торгового оборота требует более быстрого законодательства на изменяющийся процесс, ГК не так быстро реагирует

· урегулировать конкретно торговые отношения. Структура: по субъектам- товарные биржи, дистрибьюторы, дилеры, оптовые ярмарки; урегулировать торговый договор; договор оптовой продажи, договор поставки и пр.; урегулирование основных послеторговых отношений- возврат оборудования, упаковки, тары и пр.

4. Источники ТП в РФ.

1. Конституция РФ. Ст 8: гарантируется единство экономического пространства, ст 34- право занятия предпринимательской деятельности и любой другой, в том числе торговой. Ст 74-запрет на установление таможенных границ внутри страны, ст 71- основы рынка устанавливаются на уровне РФ. Перечень полномочий устанавливаются также в Конституции.

2. ГК. Общая часть- субъекты, сделки, представительства. 2 часть- договоры к-п, поставка, посреднические договоры, поручения, хранения и пр. 3 часть- Нормы международного частного права. 4 часть- Нормы, которые регламентируют вопросы товарных знаков и пр., что индивидуализирует товар.

3. ФЗ. ФЗ о защите конкуренции, о рекламе, о тех регулировании, о качестве и безопасности пищевых продуктах. От 1 фев. 2010 г ФЗ «Об основах регулировании торговой деятельности»: ввел много новелл. Принятие: с 2006 г. Существовало 4 рабочих группы, было сильное лоббирование противоположных интересов. Цель закона- «формирования конкурентной среды и поддержки российских товаропроизводителей». Законодатель определил сферу действия закона. Закон касается 2 видов субъекта: те, кто поставляет и те, кто торгует. Новелла- норма о торговых реестрах(сведения о субъектах, осуществляющих торговую деятельность и о субъектах, осуществляющих поставку товаров, за исключением производителей). Не вошла международная торговля, торговля на биржах, на розничных рынках, на рынках ценных бумаг-есть отдельные ФЗ. Была определена торговая: деятельность оптовая и розничная. Ввел понятие торговой сети- совокупность двух или более торговых объектов, которые находятся под общим управлением или содержат коммерческое обозначение, которое не подлежит гос. регистрации и обозначению в учредительных документах. В законе сформулированы полномочия гос. органов в торговой деятельности. Важнейший раздел: требования к заключению договоров в сфере торговли. Вопреки общему положению диспозитивного регулирования, законодатель установил императивные методы:

· Для приобретения или продажи продовольственных товаров а качестве единой модели- договор поставки продовольственных товаров: нарушение принципа свободы договора

· Порядок заключения договора. Поставщик и сетевой торговец обязаны предоставить доступ к информации друг к другу об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки о существенных условиях этого договора(с правовой точки зрения- это предложение сделать оферту)

· Императивное требование к цене. В отношении отдельных товаров устанавливается гос. регулирование цен и торговых надбавок (социально значимые- 24 товара, например, хлеб и молоко).

· Установлены императивные сроки оплаты поставленного товара. В зависимости от срока годности товара.

· Запрет на перемену лиц в обязательстве: цессия, перевод долга.

· Ранее были включены в договор поставки условия о дополнительных услугах: размещение пост материалов, рекламные акции в виде дегустации. Теперь любые доп. услуги, которые оказываются соотв. организациями, могут осуществляться только на основании отдельного договора (о возмездном оказании услуг). Это не выгодно, то как новый договор- новый объект налогообложения.

· Прямой запрет на включение в договор условий о совершении торговцем определённых действий с товаром, не связанных с их продажей (перекладка на полках).

· Установлено много новелл, связанных с антимонопольным регулированием.

· Запрет на заключение договора комиссии или аналогичного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow