Понятие посреднической деятельности и виды посредников

Виды участников торговой деятельности

Тема. Субъекты торговой деятельности.

1. виды участников торговой деятельности;

2. понятие посреднической деятельности и виды посредников;

3. специальные субъекты товарного рынка (товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки продажи, торгово-промышленная палата);

4. участие граждан в торговой деятельности: участие юр лиц в торговом обороте.

Субъектами торгового права- граждане, юр лица, муниципальные образования. Субъектами торгового права могут быть только граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели. Юр некоммерческие лица(товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки продажи, торгово-промышленная палата): 3 формы участия в торговой деятельности:

1. в качестве покупателя для обеспечения своей собственной деятельности;

2. участие в торговом обороте в рамках их специальной правоспособности;

3. они выступают в качестве организаторов торгового оборота.

все субъекты делятся на 3 категории:

1. Изготовители - изготовители участвуют в товарообороте в различных формах.

2. Посредники. Посредничество- не правовая процедура, это экономическая категория. Она оформляется посредством регулирования различных сделок.

3. Покупатели – либо сами приобретают товар, либо через предприятие.

4. Организации, которые содействуют совершению сделок(деятельность транспортных организаций, маркетинг, реклама, юр услуги, хранение)

Признаки, характеризующие посредническую деятельность как разновидность торговой деятельность:

1. отсутствие цели самостоятельного производства товара;

2. фактическое или юридическое участие в совершении сделок между изготовителем и потребителем товара с целью получения выгоды, либо это закупка и продажа товаров как основной вид предпринимательской деятельности.

Торговый посредник - юридическое либо физическое лицо, которое находится между другими участниками торговой деятельности, выполняет функции сведения друг с другом для обмена товаров, либо способствующих продвижение товара от одним к другим. Функции и действия посредника не однозначны.

Виды торговых посредников с т.з. выполняемых функций:

1. Простые посредники - подыскивают клиенту подходящего контрагента для совершения сделки, они оказывают фактические услуги, предоставляют соотв. инфо, но сами в сделках не участвуют(Ст 182 ГК). В международной торговой практики-это случайный посредник.

2. Брокеры - биржевой посредник, может действовать либо от своего имени, но за счет клиента, либо от имени клиента и за его счет. Особенность- хорошо знают рынок определенного товара. Отношения с брокерами оформляются разными способами: договор поручения, договор на брокерское обслуживание(имеет длительный характер). Условия в договоре: совершение сделок на бирже, условия о аккредитовании, о гарантировании платежеспособности клиента(делькредере) и пр. Брокер получает вознаграждение.

3. Комиссионеры. Индивидуальные предприниматели, юр лица и в розничной торговле, и в оптовой. Комиссионер не является собственником товара. Совершают операцию от своего имени но засчет комитента. Он реализует товар, который принадлежит другому лицу. Может оказывать дополнительные услуги комитенту: реклама, инфо о состоянии рынка и пр. Речь идет об оптовой комиссии. Он посредником является только для комитента с юр точки зрения, для покупателя он является обычным продавцом. Отношения строятся на основе договора комиссии, могут предусматриваться определенные ограничения, может оговариваться тер-рия, может быть предусмотрено обязательство комитента не предоставлять другим лицам на этой тер-рии товар, перечень товаров, которые реализует комиссионер и пр.

4. Консигнаторы. Действует всегда на основания поручения консигнанта. В рамках данного поручения осуществляет продажу третьих лиц, договор осуществляет от своего имени, при этом товар к нем не переходит. Консигнант выплачивает ему вознаграждение.

5. Агенты. Физические или юридические лица, которые совершают операции, агент может действовать от своего имени или от имени принципала, но всегда за счет принципала. Агент ведет поиск покупателя товаров, проводит переговоры, заключает договор к-п, оказывает помощь в исполнении такого договора, может участвовать в ярмарках и выставках продаж. Агент осуществляет свою деятельность на основе агентского договора. Агенты производители, сбытовые агенты: виды агентов. НПА:

· Директива 1986 г. по вопросу о независимых торговых агентов: страны ЕС обязаны были привести свое законодательство в соответствии с ней.

· Конвенция о представительстве от 1983 г.: не вступила в силу, но ее положения используются.

· Не НПА: Типовой коммерческий агентский контракт, разработанный международной торговой палатой, руководство по составлению агентский коммерческих контрактов.

6. дистрибьюторы - посредники в эк смысле, они не являются посредниками в полном смысле этого слова в юр смысле, так как они самостоятельный(он покупатель, поставщик, собственник товара). Как внутренние так внешние(оптовый посредник). Посредник, который закупает у производителя товар на долгосрочной основе, исключительно для перепродажи, организует сбыт товаров на определенной территории. Он-профессиональный участник торгового оборота, всегда обладает складскими помещениями, транспортными средствами и пр. Задачи: купить и продать; организовать сбыт. Сущность деятельности: он несет риски, так как товар переходит в его собственность; производитель передавая товар в собственность стремится не утратить контроль над товаром(как реализуется, по какой цене, в каком ассортименте товар будет представляться). За организацию сбыта он получает вознаграждение. У него получается 2 источника дохода: от реализации товара, вознаграждение за организацию сбыта. Дополнительные обязанности дистрибьютора: выполнение плана продаж по объему реализации товара, организация складов, содержание и обучение персонала, налаживание хоз-ных связей, реклама товара/производителя, условия о территории действия дистрибьютора. Виды дистрибуции:

· эксклюзивная - производитель обязуется предоставить только одному дистрибьютору в пределах одной тер-рии или в пределах одной категории покупателей. Внутрибрэндовая реализация товаров, например торговля автомобилями.

· Селективная - производитель поставляет товары определенным дистрибьюторам, которые проходят «отбор»(транспортная мощность, известность(информирование, реклама), наличие складских помещений и пр.). эксклюзивная покупка- используется для товаров класса люкс, дистрибьютор обязуются покупать товары у указанных лиц(антиквариат, ювелирные изделия и пр).

· Не эксклюзивная - простая.

7. дилеры- розничный посредник, закупают у поставщика товар для последующей перепродажи, осуществляют ее по системе, обговоренной с производителем. Они не обязаны иметь склад, так как всегда работает с конечным покупателем(потребителем). Сбыт: дистрибьютор и розничная торговая организация, одним из видов розничной торговой организации- дилер(реализация товаров). Закупает по дилерскому договору, или непосредственно у производителя. Особенности: закупка товара на основе дилерского договора, специфика товаров-авто, крупная бытовая техника, строительная техника- реализация их в обычных магазинах не возможна из-за крупного габарит, существенная стоимость, один бренд; покупатели приобретая товар нуждаются в предпродажном и послепродажном обслуживании, которое оказывают дилеры. Особенности товара переопределят формат дилера как розничного торговца: особые требования к площадям, передача прав на товарный знак, консультирование(инфо покупателя, касающаяся свойств товара), реклама, маркетинг и пр.

8. трейдеры- посредники, которые используются при реализации сырья (нефтепродукты, зерно, металлопродукты, хим. вещества). Тоже приобретают товар в собственности, реализуют от своего имени с целью перепродажи. Отличия- реализация не брендовых товаров, иная система оплаты(не получают вознаграждение, это его дело). Как разовое ток и долгосрочное сотрудничество.

9. Оптовые торговые компании- закупают товар у производители или поставщика с целью продажи, приобретают товар от своего и за свой счет, не согласовывают систему сбыта товара, работают на обычных договорах поставки, оптовой продажи. Разновидность- торговые дома- оптовые организации, которые имеет связь с производством (например, Красный октябрь в РФ).

Виды торговых посредников с точки зрения юр квалификации:

1. Зависимые - посредники, которые действуют в чужом интересы(агенты, брокеры, комиссионеры)- лица действия которых сводится к коммерческому представительству. Юр основание- связь между посредником и клиентом. Признаки:

ü Юридически зависят от продавца или покупателя

ü Действуют от имени клиента или от своего- но всегда по поручению и в интересах лица

ü На основании договора с клиентом

ü Не приобретают право собственности на товар

ü По сути зависимые посредники являются коммерческим представительством- прямое или косвенное. Прямое- лицо действует от имени и в интересах клиента, приобретение прав и обязанностей для представляемого лица. На постоянной основе. Косвенное- в интересах другого лица, но выступает от собственного имени(комиссионер). Документы: договор и доверенность. Ст 184 ГК лицо выступает всегда от имени предпринимателей. Особенности представительств:

· Субъекты общегражданского представительства- любые правоспособные юр лица, субъекты ком представительства- индивидуальный предприниматель.

· Ком представитель может представлять интересы как продавца, так и покупателя при обязательном условии- согласии сторон.

· Ком представительство- вправе всегда требовать вознаграждение за свои услуги, а также возмещение понесенных им расходов. Возмездный характер презюмируется, если нет об обратном в договоре. Ст 424 ГК- нормы позволяют всегда определить цену сделки и договора. Необходимо оплатить услуги, может нести издержки, связанные с осуществлением его деятельности. Вознаграждение ком представителя может определяться 2 способами: определяется новая цена, которая является оплатой, отдельно оплачиваются издержки и услуги.

· Должен сохранять в тайне сведения, которые ему стали известны во время проведения сделок, в том числе после исполнения поручения. Ответственность предусмотрена в ст 139- любое лицо может нести ответственности за разглашение ком тайны, если оно незаконно получило инфо и вопреки требования договора. Ком тайна- конфиденциальная информация, которая позволяет ее обладателю иметь определенное преимущество (доходы, прибыль и пр.) условия ком тайны: ценность в силу неизвестности ее 3 лицам, не должно быть свободного доступа на законном основании, должен быть введен режим ком тайны. Не относятся к ком тайне: учредительные документы юр лица, сведения о платёжеспособности лица.

Все торговые агенты подразделяются на:

1) универсальные- могут совершать любые юр действия от принципала

2) генеральные- могут заключать сделки в области деятельности принципала

3) специальные- разовые сделки

2. независимые посредники - лица, которые действуют от своего имени за свой счет(трейдеры, оптовые организации, дистрибьюторы, дилеры)признаки:

ü приобретают товар в собственность за свой счет

ü цель приобретения товара- последующая перепродажа

ü выступают от своего имени, как независимые консерванты, как и а качестве продавцов так и в качестве покупателей

ü участники 2 уровней сделок: по закупке товаров и по реализации закупленного товара

3. организаторы оптового товарооборота - не участвуют в сделках, создают условия для совершения сделок др. лицами. Цель- не совершение сделок, создание условий для совершения торговых операций для других участников торгового оборота. Они являются некоммерческими, так как цель- не получение прибыли, а создание услови, организация для получения прибыли другими лицами. Исключение – товарные биржи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: