УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ
Строительные кадры — это часть трудовых ресурсов страны, занятых в строительном производстве и имеющих определенную профессионально-квалификационную структуру. Управление кадрами занимает одно из ведущих мест в системе управления производством. Его основная задача — удовлетворение потребности строительных организаций в квалифицированных работниках и их эффективное использование, а также обеспечение нормальных условий труда и жизни работающим и членам их семей.
Эффективность производства в высокой степени зависит от состава, политической сознательности, квалификации, дисциплинированности и трудовой активности кадров. Отсюда то огромное внимание, которое уделяет партия и правительство работе с кадрами. На современном этапе развития нашего общества роль кадров еще более возрастает. Одновременно увеличивается и роль управления кадрами. Это обусловлено, прежде всего, техническим прогрессом. Современный строительный рабочий приводит в действие сложную, дорогостоящую технику, поэтому его неумелые и малоактивные действия С наносят производству огромные убытки. Значительно усложнилась и управленческая деятельность, резко возросла цена последствий необдуманных решений.
Основными функциями управления кадрами являются: компенсирование, учет и контроль движения кадров, подготовка и повышение квалификации, подбор, расстановка и оценка кадров.
Подбор кадров — это процесс изучения кадров с целью нахождения кандидатов, способных наиболее успешно выполнять возлагаемые на них функции. Процесс подбора кадров включает: а) определение требований, предъявляет каждая данная должность к кандидатам на ее замещение; б)установление качеств личности кадров, составление их характеристик; в) отбор кандидатов, которые по своим качествам наиболее соответствуют требованиям должности; г) назначение их на должность.
Требования к кадрам устанавливаются исходя из анализа содержательной стороны и условий предстоящей работы. Наиболее высокие требования предъявляются, руководителям. От них требуются добросовестность, политическая зрелость, знание дела и администраторские способности.
Организаторский характер управленческого труда определяете организаторские требования к руководителю. Как организатор производства он должен обладать способностью привлекать к себе людей, налаживать их совместную, согласованную работу, быстро распознавать людей и соответственно их способностям расставлять по' должностям и рабочим местам. Организуя груд других людей, руководитель должен уметь четко организовать и свою деятельность.
Определенные требования управленческая деятельность предъявляет и к психофизиологическим качествам руководителя. Для него необходимы не только сильный уравновешенный темперамент, мажорный склад характера, оптимизм, но и чувство юмора. Очень, важны для руководителя развитые волевые качества: целеустремленность, решительность твердость, настойчивость, выдержанность, самостоятельность. Ведь от него требуется умение действовать целенаправленно, подчинять своей воле коллектив, смело принимать, твердо и настойчиво проводить в жизнь решения. Руководитель должен иметь авторитет в коллективе, тогда он сможет занять положение интеллектуального лидера, а для этого необходимо обладать гибким творческим мышлением, хорошей памятью, развитым воображением, умением ясно, точно и кратко, излагать свои мысли. Весьма существенны для руководителя такие качества, как умение общаться с людьми, налаживать контакты, коммуникабельность. Так как руководителю приходится учить и воспитывать людей, передавать им свой опыт, то ему необходимо обладать и качествами педагога, воспитателя.
Перечисленные требования важны для любого специалиста и технического исполнителя, а не только для руководителя. В соответствии с должностью, содержанием и условиями труда управленческих работников определяются профессионально-квалификационные требования к работникам, которые могут выполнять преимущественно творческие либо рутинные операции, работать индивидуально или взаимосвязанными группами, быть связанными посетителей или нет. Эти требования к управленческим работникам находят отражение в должностных инструкциях. Наиболее общим требованием к специалистам и техническим исполнителям является доскональное знание своей специальности на ее современном уровне.
Требования к рабочим кадрам содержатся в тарифно-квалификационных справочниках работ и профессий рабочих.
Расстановка кадров состоит в распределении имеющегося состава сотрудников по управленческим подразделениям с учетом их специфики и важности. Процесс подбора логически предшествует расстановке. Вначале работников подбирают к должностям, а затем уже распределяют по подразделениям с учетом требований к коллективам в целом.
К важным принципам подбора и расстановки кадров наряду с перечисленными выше относятся: соответствие кандидата порученному участку работы; соответствие кандидата на руководящую должность состоянию объекта управления в данный период; рациональное сочетание качеств руководителя, его заместителей и ближайших помощников; сочетание опытных и молодых кадров, сочетание качеств руководителя, и его ближайшее окружения предполагает такой подбор кадров, при котором отсутствие определенных качеств у одного дополняется их наличием у другого, недостатки одного нейтрализуются преимуществами другого. Правильное сочетание опытных и молодых кадров позволяет обеспечить преемственность руководства и соединять накопленный опыт и знания одних с энергией других выявить отношение работника к себе: самокритичность, скромность, склонность к переоценке.
Метод практической проверки кандидатов на определенные должности реализуется при их стажировке на соответствующих должностях, временном исполнении должностей в период отсутствия штатных работников (отпуск, командировки, болезнь), выполнении отдельных заданий, характерных для должности, на которую кандидат предназначается.
Методы управленческих (деловых) игр и конкретных ситуаций, которые используются для обучения, могут применяться и для проверки подготовленности кандидатов на те или иные должности. По тому, как работник исполняет должность в игровой обстановке и как он решает проблемы, вызванные определенной производственной ситуацией, можно в известной степени судить о его пригодности к должности.
Биографический метод состоит в изучении предшествующей деятельности. Анализируется общее и специальное образование, прохождение курсов повышения квалификации, возраст, партийность, стаж работы на различных должностях, частота и причины перемены мест работы, партийная общественная работа, полученные поощрения и награды, почетные и ученые степени и звания, взыскания, если они имеются, характеристики с прежних мест работы и другие данные. При анализе стажа работы необходимо различать опыт, приобретенный в одной должности и на различных должностях:
Оценка эффективности работы сотрудников и подразделений аппарата управления может осуществляться результатам непосредственного управленческого труда или по результатам производства. Показатели эффективности производства дают более объективную оценку эффективности управления. Нельзя признать рациональным управление, при котором не выполняются планы по вводу объектов в эксплуатацию, по росту производительности труда и другим показатели. Поэтому во всех случаях, когда это возможно, критерии для оценки работы аппарата управления должны связываться непосредственной: результатами производства. Например, критерием для оценки работы диспетчерского отдела может быть уровень выполнения недельно-суточного плана и уровень простоя машин и рабочих из-за несогласованности в деятельности смежных подразделений (снабженческих, транспортных, и т.п.).
Оценка работы аппарата управления и его работников по результатам непосредственной управленческой деятельности может быть проведена на основе таких показателей, как своевременность и качество разрабатываемых документов, производительность труда..
Оценка качеств руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов строительных организаций и предприятий может осуществляться в форме аттестации, проводимой периодически, один раз в три пять лет, с целью установления степени соответствия работника занимаемой должности, стимулирования его деятельности и профессионального роста. Для аттестации создается аттестационная комиссия, назначаемая приказом руководителя организации, предприятия. В ее состав включаются руководящие работники, высококвалифицированные специалисты, представители партийной, профсоюзной и комсомольской организаций. На каждого аттестуемого работника его непосредственным руководителем совместно с партийными и общественными организациями подразделения составляется отзыв (характеристика), в котором дается оценка его деятельности, квалификации, деловых и морально-политических качеств, дисциплинированности, общественной активности. Аттестационная комиссия в присутствии непосредственного руководителя аттестуемого заслушивает его сообщение и рассматривает характеристику, затем открытым голосованием выносит одно из следующих решений: соответствует занимаемой должности или нет; соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год. Комиссия может рекомендовать продвижение, вынесение поощрения, перевод на другую работу, освобождение от должности, повышение квалификации, улучшение отдельных направлений деятельности аттестуемого. Рекомендации аттестационной комиссии учитываются при подборе и расстановке кадров.