Сущность налогов как финансово-экономической категории

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

- работники своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налогов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт. Валовой внутренний продукт образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового внутреннего продукта. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога (НДФЛ), от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль организаций и других налоговых платежей и сборов, относимых на финансовые результаты или уплачиваемых из прибыли (после уплаты налога на прибыль).

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Главной отличительной чертой налога от других платежей является односторонний характер его установления. Он взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей и поэтому является индивидуально безвозмездным. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства в пользу конкретного налогоплательщика.

Налог взимается на условиях безвозмездности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льгот, поскольку эти случаи определяются государством в одностороннем порядке.

Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. Он указывает налогоплательщику меру его обязанностей, а государственному органу – налоговой службе – меру дозволенного поведения по защите прав налогоплательщиков - как собственников своих доходов. Облагая собственность, государство распространяет свои права на обложение доходов, полученных в связи с деятельностью на территории этого государства, на имущество, находящееся на его территории и на товарный спрос, возникающий на его территории.

Налоги и налоговая система - это не только источник бюджетных поступлений, но и структурные важнейшие элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (НК РФ ст. 8)

Существование налогов экономически оправдано существованием самого государства. Налоги - это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе и экономические процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические, экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались более разносторонне. Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения денежными средствами те сферы экономики, организации и граждан, которые не в состоянии обеспечить потребность в ресурсах из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит основной задачей сосредоточения в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.

Таким образом, с юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой субъект налогообложения (юридические или физические лица). С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макро уровне. Соответственно, можно выделить два направления регулирующей деятельности государства в области налогообложения. Одно из них заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей (фискальная функция государства в сфере налогообложения). Другое - в стимулировании (де стимулировании) посредствам налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики (регулирующая функция государства в сфере налогообложения).

С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов федерации и местных), налоги - есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых на государство, а именно:

- удовлетворение общественных потребностей на содержа­ние аппарата управления, органов безопасности, обороны, пра­вопорядка, решение социальных проблем и т. д.;

- регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры;

- решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;

- обеспечение международных договорных обязательств и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: