Политическая программа Ивана Пересветова

Политические взгляды Ивана Грозного

Политическая доктрина Ивана IV складывалась в обстановке развязанного им террора и ставила перед собой задачу оправдания наиболее жестких методов деспотического правления. В этот период развития русской государственности не наблюдалось реальных причин и поводов для возврата к удельной раздробленности, ибо завершение объединительной политики стало уже очевидным фактом. Введение новых форм управления страной в виде опричных мероприятий (1564г.) реформаторских целей не преследовало, а разделение государства на две части – опричнину и земщину не подрывало основы могущества феодальной аристократии. Иван IV отказался от преобразований и ввел в стране при помощи опричных мероприятий террористический политический режим.

В области воззрений Иван IV наибольшее внимание уделял выяснению законности происхождения правящей династии. Он ведет родословную русских князей от Августа – кесаря и его брата Прусса к Рюрику и киевским князьям, утверждал на этой основе законность приобретенного от предков царства, унаследованного им. Он убежден в том, что царь не должен быть никем и ничем ограничен в своих действиях; он не отвечает за свои поступки перед поддаными, но лишь перед Богом, поэтому и стоит выше закона, и, даже если поступает неправильно, это лишь грех, а не преступление и наказание за него возлагается небесным судом. Грозный решительно отрицает коллективное начало в организации верховной власти: лишь Бог может быть царю помощником в выполнении им высоких полномочий.

В его произведениях термин «гроза» более не означает борьбу с внешними врагами, восстановление попранной справедливости, наказание виновных в беззаконии.

«Гроза» – это устрашение подданных. Причем Иван IV обосновывает свое право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли.

Теорию совмещения властей Иван IV полностью отрицает, выступая сторонником разграничения светской и духовной властей. Возвеличивая значение царской власти, он настаивает на непосредственной связи царя с Богом, минуя церковь. В принципе царя интересовали не формы правления и не государственное устройство, а придание легитимности опричным грабежам и насилиям.

Более соответствующие духу времени проекты преобразования государства выдвигал Иван Пересветов. У него идея связанности царя законом и правдой сочетается с признанием необходимости покончить с произволом бояр и построить систему управления на новых началах.

И. Пересветов служил в отрядах польско-литовских войск, а в 1539г. перешел на службу к московскому царю, но больших успехов не добился и даже потерял землю в тяжбе с соседями-боярами.

В 1549 г. после начала заседаний Земского собора Пересветову удалось встретиться лично с царем и передать ему две челобитные с проектами различных государственных и социальных преобразований, а также свое публицистическое сочинение «Сказание о Магомет – султане и царе Константине».

Вопросы организации государственной власти излагаются в аллегорической форме И. Пересветов критикует социальное устройство и государственно-правовые порядки покоренной турками Византии, анализирует причины поражения «греческого царства» и проводит ассоциативные параллели с русской действительностью.

В качестве образца для поддержания Пересветов называет Турецкое государство, где Магомет – султан даже в экстремальных условиях при принятии решений руководствуется не своими желаниями, а усмотрением «верной Думы», в которую входят представители знати и духовенства, военачальники и судьи. Тем самым И. Пересветов развивает дальше идеи сословно-представительной монархии и законных способов реализации власти.

Пересветов осуждает самовластие бояр, неправедные пути обогащения, междоусобицы. Искоренение этих недостатков он ожидал от самодержавного государя, но не наделенного абсолютной властью.

Он предлагал осуществить реформы в военной финансовой и судебной областях. По военной реформе боярское ополчение предлагалось заменить регулярным войском с жалованием от казны, установить иные принципы продвижения по службе; награждать и повышать в чинах и жалованиях по заслугам, а не по происхождению.

В основе судебной реформы лежит уничтожение наместничества и выведение суда из под его юриспруденции в целях борьбы с «беззаконием» и «неправдой». Он предложил чтобы судей назначала непосредственно верховная власть. Судьи получают высокое жалованье из казны.

За ними установлен жесткий надзор и они сурово наказываются, если судят «не по правде, а по мзде». В своей деятельности судьи опираются на закон, перед которым все должны быть равны.

Идейная платформа Пересветова выражала интересы русского дворянства и ориентировалась на изменения в расстановке основных политических сил вокруг царя. Пересветов выдвинул немало передовых идей. Он высказывался за отмену холопства, уважение к закону, правовое оформление деятельности органов власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: