Политико-правовые учения 19 века. Консервативно-либеральное направление

Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.) юрист - государствовед и философ, в 1849 окончил юридический факультет Московского университета. Автор книг: "Опыты по истории русского права", "О народном представительстве"; "История политических учений "(в 5 томах); "Собственность и государство"); "Философия права".

Он выступил как политический мыслитель и писатель, сторонник просвещенного абсолютизма, открыто объявил себя "консерватором", непримиримым врагом социализма и учения К.Маркса.

Б.Чичерин считал, что русскому дворянству, как сословию землевладельцев, должна принадлежать руководящая роль в государственной жизни страны, высказывался за сохранение в России самодержавия ввиду слабого развития ее общественных сил и промышленной буржуазии.

Конституционную монархию он считал венцом культуры человечества. Отстаивая свободу экономической деятельности, выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь, считая социальное неравенство "естественным" и необходимым явлением. С учетом этого он признавал лишь равенство перед законом и являлся сторонником так называемой "общественной" теории самоуправления.

Объявляя государство высшей и идеальной формой человеческого организованного общения, в области международных отношений он считал войну неизбежным средством разрешения конфликтов.

Реформы 60 - х годов он объявил “пределом достижений” русского общества.

К числу начал общественно - политического бытия Б.Чичерин относил общее благо, свободу, закон и власть. Они составляют основу четырех союзов: семьи, гражданского общества, церкви и государства. Государство"не снимает", "не поглощает" других союзов, а только "воздвигается над ними, как высшая власть, господствующая над ними в сфере внешних отношений, но оставившая им должную самостоятельность в принадлежащей каждому кругу деятельности".

Б.Чичерин считал, вслед за Гегелем, что государство имеет объективное, независимое от индивида существование и цель. Вместе с тем он называлал гегелевскую философию права этатистской, антилиберальной, растворяющей личность в государстве. В противоположность этому он выдвинул принцип: "Не лица для учреждений, а учреждения для лиц". Личность есть "корень и определяющее начало всех общественных отношений"; индивидуализм и составляет “краеугольный камень всякого истинно человеческого здравия".

С одной стороны - личность, индивидуальная свобода, с другой - общий закон, общество и государство суть самостоятельные, не зависимые друг от друга начала, восходящие в конечном счете к первопричинам Абсолютного. Преувеличение одного из этих начал ведет, с одной стороны, к индивидуальному, с другой к этатизму, по которому личность лишена самостоятельности и всецело поглощена обществом и государством. Идеал, конечную цель Б.Чичерин видит в "гармоничном сочетании крайностей" - личности и государства, индивидуальной свободы и общего закона.

Он резко критиковал вульгарно-утилитаристские теории, отождествляющее право с пользой, интересом и т.п. Раскрытие сущности права он связывал с необходимостью понятия свободы как индивидуалистического и априорнометафизического начал. "Носитель Абсолютного, человек сам себе начало, сам абсолютный источник своих действий, и только в силу этого свойства он должен быть признан свободным лицом, имеющим права”.

Неизбежность столкновения людей рождает необходимость принудительного регулирования их отношений. Отсюда возникает норма свобод, взаимное ограничение свободы под общим законом. Б.Чичерин дает следующее определение права: "Право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом".

Сергей Андреевич Муромцев (1850 - 1910 гг.), русский юрист, публицист и политический деятель. Окончил юридический факультет Московского университета, где был доцентом, а с 1877 г. профессором римского права. В 1879-1892 гг. - редактор журнала "Юридический вестник", в котором выступал с требованием конституционных реформ. С.Муромцев являлся одним из основателей и лидеров конституционно - демократической партии, был участником составления проекта "Свода основных государственных законов". Написал книги "Гражданское право древнего Рима", "Рецепция римского права на Западе", "Учение немецких юристов об образовании права", а в 1906 г. был членом и председателем 1 - й Государственной Думы.

В работах по истории римского и гражданского права и общей теории права он выступил сторонником позитивизма. Как политик он неоднократно выступал в печати и юридическом обществе убежденным защитником тесной связи права и жизни, проводя мысль о долге юриста быть носителем лучших культурных идеалов времени и, рядом с законодателем, творческим деятелем в отправлении правосудия. Залог этого он видел в более свободном, чем допускала теория, положении судьи по отношению к закону и в непосредственном общении его с представителями общества в виде присяжных, присутствовавших в суде.

Николай Михайлович Коркунов (1853 - 1904 гг.), выдающийся государствовед, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, получил степень магистра за "Курс русского государственного права" и степень доктора - за диссертацию "Указ и закон". Его "Общая теория права " стала полным и цельным курсом теории права, в этой работе он выступил как ученик Иеринга.

Право, по мысли Н.Коркунова, есть не защита, а разграничение интересов: юридические нормы разграничивают интересы субъектов права, в отличие от норм технических, дающих средства к достижению целей. Нравственные нормы дают оценку интересов и поступков самого субъекта, в отличие от права, касающегося отношений между субъектами.

Разграничение интересов правовыми нормами происходит двояким путем: разделение объекта правосознания и приспособлением его к общему пользованию; на этой идее основано различие между частным и публичным правом.

Государство, считал он, является юридическим отношением между властвующими и подвластными. Государственная власть есть не столько воля, сколько сила, которой граждане обязаны подчиняться, но подчиняться сознательно; только сознательное подчинение способно создавать правовое государство. Эту теорию Н.Коркунов называл субъективным реализмом. Если государство - юридическое отношение, то субъектами являются все участники этого отношения, от монарха до последнего подданного, а объектом - государственная власть. Он, по-существу, вслед за Гегелем, выступал идеологом "правового самодержавия".

Н.Коркунов считал необходимым точное разграничение понятий закона и указа. Политической гарантией правового строя, по его мнению, могла являться единственно судебная проверка государственных и правительственных актов. Не парламент или народное представительство, а суд должен проверять юридическую силу этих актов. Являясь сторонником позитивизма в праве, он критиковал учение естественно - исторической школы о вечных и неизменных нормах права, рассматривал право как подверженное изменениям общественное явление.

Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916 гг.), известный историк, юрист и социолог, автор ряда работ, в т.ч. "Историко - сравнительный метод в юриспруденции", "Современный обычай и древний закон", "Первобытное право", "Происхождение современной демократии" и др. В 1901 г. основал в Париже Высшую Русскую Школу общественных наук. Он относится к числу представителей позитивистской социологии и историко - сравнительно метода в юриспруденции и государствоведении.

М.Ковалевский рассматривал государство и право социологически, т.е. в тесной связи с другими социальными факторами (экономикой, нравственностью, религией и т. д.) как закономерные продукты исторического развития общества.

Государство и право,писал он, возникают и изменяются соответственно стадиям развития общества. Знание этих стадий и законов развития общества дает социология. Юриспруденция, устанавливая стадии развития права, тем самым готовит почву для законодательной политики с целью согласования нормативного материала с развивающимся "гражданским бытом".

М.Ковалевский особое внимание уделял возникновению государства и права. Оспаривая договорную, религиозную, органическую, спекулятивно - метафизическую концепции происхождения государства он выдвинул теорию исторического возникновения государства как закономерного продукта крушения родового общества и доказал, что патриархальная домашняя община образовала переходную ступень от семьи, возникающей из группового брака к отдельной индивидуальной семье совершенного мира.

Основу происхождения политической власти он видел не в материальных, производственных отношениях, а в свойствах человеческой психики. Причина возникновения политической власти, государства и права, по его мнению, в "психическом, гипнотическом" воздействии инициаторов на пассивную массу, способную лишь к "подражательным процессам". Им преувеличивались психологические аспекты власти, и тем самым политическая власть смешивалась с авторитетом вообще.

М.Ковалевский видел в государстве и праве средства обеспечения "закономерной среды", из которой устранена борьба и в которой установлена взаимозависимость и общность интересов. Государство, по его словам, служит осуществлению задач "общественной пользы". Современное государство он рассматривал в аспекте его широких культурных функций, оно призвано "обеспечить всем жителям вселенной свободу физических и нравственных отправлений личности".

Сперанский, Карамзин, Чаадаев, Герцен, Чернышевский

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Российский либерализм и российский консерватизм. Идеологии народничества и анархизма. Трансформация идей марксизма в России 20 века

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам:

1. Политическая и правовая мысль периода становления суверенного российского государства.

2. Политико-правовые учения в России в период абсолютизма.

3. Развитие идей “просвещенного абсолютизма” в России.

4. Политико-правовые учения 19 века. Консервативно-либеральное направление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: