Проведение мероприятий по противопожарной профилактике

1. Оборудование объектов средствами пожаротушения.

2. Обучение персонала правилам пользования средствами

пожаротушения.

3. Строгое соблюдение правил и норм пожарной безопасности.

4. Создание на объектах противопожарной службы и организация

борьбы с пожарами: это применение систем противодымной защиты; применением средств пожарной сигнализации;

5. Обеспечение безопасной эвакуации людей на объектах.

Занятие 5. Правила поведения при ПОЖАРАХ И ВЗРЫВАХ.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Как действовать при пожаре и взрыве?

При обнаружении возгорания реагируйте на пожар быстро, используя все доступные способы для тушения огня (песок, воду, огнетушители и т.д.). Очень важно постараться прекратить доступ кислорода в очаг возгорания. Если потушить огонь в кратчайшее время невозможно, вызовите пожарную охрану предприятия (при ее наличии) или города (по телефону 101).

При эвакуации, горящие помещения и задымленные места, проходите быстро, задержав дыхание, защитив нос и рот влажной плотной тканью. В сильно задымленном помещении передвигайтесь ползком или, пригнувшись – н аименьшее температура и задымление – внизу, у пола помещения!!!!!

При спасении людей из горящего здания надо накрыться мокрым покрывалом или пальто, прежде чем войти в него. Для предохранения от угарного газа - дышать через мокрую ткань. Если загорелась электропроводка – надо в первую очередь выключить рубильник, а затем приступать к тушению огня.

Спасение (эвакуация) людей из горящих зданий:

Вынос пораженных осуществляется по сохранившимся лестничным клеткам, через лоджии, балконы, оконые проемы с использованием приставных или пожарных лестниц, подъемников, веревок.

Спасатели действуют в средствах индивидуальной защиты, периодически обливаясь холодной водой.

Не подходите к взрывоопасным предметам и не трогайте их. При угрозе взрыва ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц. Если произошел взрыв, примите меры к недопущению пожара и паники. Окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.

Если Вы проживаете вблизи взрывоопасного объекта, будьте внимательны. Сирены и прерывистые гудки предприятий (транспортных средств) означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите радиоприемник или телевизор. Прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации и действуйте согласно указаниям.

Как действовать при внезапном обрушении здания?

Услышав взрыв или обнаружив, что здание теряет свою устойчивость, постарайтесь как можно быстрее покинуть его, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение, спускайтесь по лестнице, а не на лифте, так как он в любой момент может выйти из строя. Пресекайте панику, давку в дверях при эвакуации, останавливайте тех, кто собирается прыгать с балконов и окон из этажей выше первого, а также через застекленные окна. Оказавшись на улице, не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство. Если Вы находитесь в здании, и при этом отсутствует возможность покинуть его, то займите самое безопасное место: проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные капитальными внутренними стенами, под балками каркаса. Если возможно, спрячьтесь под стол – он защитит Вас от падающих предметов и обломков. Если с Вами дети, укройте их собой. Откройте дверь из квартиры, чтобы обеспечить себе выход в случае необходимости. Не выходите на балкон. Не пользуйтесь спичками, потому что может существовать опасность утечки газа. Держитесь подальше от окон и электроприборов, отключите электричество, газ и воду. Если возник пожар, сразу же попытайтесь потушить его.

Спасение людей из завалов:

Если пораженный находится вблизи поверхности з авала под мелкими обломками, то завал разбирают сверху вручную, последовательно освобождая потерпевшего от обломков. Если пострадавший находится глубоко, под обломками крупной структуры, соблюдайте осторожность в целях предупреждения дополнительных обвалов в ходе освобождения. В таких случаях рекомендуют делать галереи с боковых сторон завала. После извлечения потерпевшим оказывается первая медицинская помощь в зависимости от состояния.

Поражение пламенем, первая помощь при ожогах.

Ожог – повреждение тканей, вызванное воздействием высокой температуры, химических веществ, электрического тока, ионизирующего излучения. В зависимости от причины возникновения различают термические, химические, электрические, лучевые ожоги. Возможны солнечные ожоги. Наиболее часто встречаются термические ожоги.

Термические ожоги. При пожарах на организм человека действуют несколько поражающих факторов. Наиболее опасный из них – высокая температура в зоне горения, приводящая к тепловому удару, ожогам кожи и верхних дыхательных путей. Ожоги пламенем протекают значительно тяжелее, чем ожоги кипящей жидкостью. Среди термических ожогов различной локализации особую опасность представляют ожоги лица, они сопровождаются ожогами верхних дыхательных путей раскаленным воздухом.

Тяжесть состояния пострадавшего зависит от степени ожога, его площади и локализации. Степень ожога определяется глубиной поражения кожи и подлежащих тканей. Выделяют IV степени ожогов.

Ожог I степени проявляется покраснением кожи, отеком, болью.

Ожог II степени отличается образованием пузырей, заполненных прозрачной желтоватой жидкостью, резким покраснением кожи, жгучей болью.

Ожог III степени сопровождается омертвением всех слоев кожи. Поверхность ожога покрыта струпом – плотной серо–коричневой коркой. В связи с поражением нервных окончаний боль незначительная или отсутствует. Омертвевшие ткани нагнаиваются и отторгаются. Заживление протекает медленно. На месте ожога формируется рубец.

Ожог IV степени характеризуется обугливанием кожи, подкожной жировой клетчатки, мышц и даже костей. Болевая чувствительность утрачена. Для заживления глубоких ожогов необходима пересадка кожи.

Определение площади ожога

Площадь ожога определяют по «правилу девяток». Поверхность головы и шеи составляет 9 % поверхности тела взрослого человека, одной верхней конечности –– 9 %, одной нижней конечности – 18 % (бедро – 9 %, голень и стопа – 9 %). Задняя поверхность туловища человека составляет 18 % поверхности тела, передняя поверхность (грудь, живот) –– 18 %, промежность и наружные половые органы –– 1 %.

Площадь ожога можно определить также по «правилу ладони». Площадь ладони пострадавшего составляет 1 % поверхности его тела. Ладонь проецируют над областью поражения, не прикасаясь к обожженному участку тела.

Ожоги более 15 % поверхности тела у взрослых сопровождаются ожоговым шоком. У детей ожоговый шок развивается при площади ожогов 5 –– 10 % и более. Выделяют 2 фазы ожогового шока: первая – фаза возбуждения, вторая – торможения. Первая фаза отличается кратковременностью. Пострадавшие возбуждены, беспокойны в связи с непрерывным поступлением болевых импульсов из ожоговых ран. Вторая фаза характеризуется выраженным угнетением деятельности нервной системы, сердца, легких, почек и других органов. Обращает на себя внимание безучастный взгляд пострадавших. Опасность для жизни возникает даже при ожогах II степени, занимающих ⅓ поверхности тела.

При обширных ожогах в местах поражения образуются токсические вещества. Проникая в кровь, они разносятся по всему организму и вызывают интоксикацию. На обожженные участки кожи попадают микроорганизмы, ожоговые раны начинают нагнаиваться. Развивается ожоговая болезнь. Чем глубже поражение кожи и подлежащих тканей и больше площадь ожога, тем тяжелее состояние пострадавшего и хуже прогноз.

Первая помощь при термических ожогах

Необходимо быстро удалить пострадавшего из зоны огня, набросить на него пальто, одеяло или любую плотную ткань, чтобы прекратить доступ кислорода к горящей одежде. Пламя можно погасить водой, облив пострадавшего или подставив обожженный участок под струю холодной воды (20 – 25* С) в течение 10 минут. Для охлаждения не рекомендуется применять снег или лед. В некоторых случаях удается погасить огонь, перекатываясь по земле. Нельзя тушить пламя руками, сбивать его какими–либо предметами. Категорически запрещается бегать в горящей одежде.

Тлеющую одежду надо осторожно снять, не дотрагиваясь до ожоговой поверхности. Прилипшую к ожоговой ране одежду нельзя отрывать, ее следует обрезать ножницами. Необходимо снять с пострадавшего кольца, часы и другие аксессуары до развития отека тканей.

На ожоговую поверхность накладывают сухую стерильную марлевую повязку. При ее отсутствии можно воспользоваться подручным материалом (куски чистого белья, платки и др.). Пострадавшему придают удобное положение, при котором его меньше беспокоят боли. При обширных ожогах туловища или конечностей необходимо завернуть пострадавшего в проглаженную утюгом простыню. Следует обратить внимание, чтобы обожженные поверхности не соприкасались друг с другом, особенно в области сгибов суставов.

Поверхность ожога нельзя смазывать мазями, жиром, присыпать порошком или прикасаться к ней руками. Категорически запрещается прокалывать пузыри.

При наличии шприц–тюбика следует ввести пострадавшему обезболивающее средство, напоить его горячим чаем, тепло укрыть.

В случае потери сознания из–за отравления угарным газом необходимо дать понюхать нашатырный спирт, предварительно придав человеку горизонтальное положение и опустив головной конец. При отсутствии самопроизвольного дыхания следует немедленно приступить к искусственному дыханию.

Пострадавшим, находящимся в состоянии ожогового шока, помощь оказывают в первую очередь! Очень важно создать им покой, не тревожить повторными перекладываниями, переворачиваниями, перевязками. Пациенты с ожогами нуждаются в бережной транспортировке в хирургическое или ожоговое отделение.

Отравления оксидом углерода.

Оксид углерода (СО, угарный газ) – продукт неполного сгорания в условиях недостаточного поступления воздуха. Отравления наблюдаются при пожарах, неисправности или неумелом использовании печного отопления, газового оборудования; при работе двигателей внутреннего сгорания. Отравления окисью углерода происходят только ингаляционным путем. Не нейтрализуются активированным углем, поэтому показано применение изолирующего противогаза с гопкалитовым патроном.

Отмечается различная индивидуальная чувствительность к окиси углерода. Особенно тяжело протекают интоксикации у детей.

При поступлении в организм окись углерода вступает в соединение с гемоглобином (гемоглобин в 300 раз активнее связывается с окисью углерода, чем с кислородом), что приводит к кислородному голоданию тканей и обусловливает развитие одышки. АЛЫЙ ЦВЕТ ЛИЦА У ПОСТРАДАВШИХ!!!

При легкой степени отравления отмечается прогрессирующая головная боль в лобной и теменной долях, пульсация височных артерий, шум в ушах, мелькание мушек перед глазами, сильнейшая мышечная слабость, легкий румянец. Сознание сохранено, пульс и дыхание учащены, АД повышено. После прекращения контакта эти явления полностью проходят в течение несколько часов, суток.

При отравлении средней степени тяжести все указанные симптомы усиливаются. Прогрессируют мышечная слабость и адинамия, нарушается координация движений. Появляется сонливость, затем – оглушенность и кратковременная потеря сознания. Кожные покровы красные. Одышка, тахикардия, АД снижается. Могут наблюдаться подергивания мышц, рвота.

Отравление тяжелой степени характеризуется развитием затяжного (до нескольких суток) коматозного состояния. Зрачки расширены, сознание отсутствует. Кожные покровы и слизистые синюшные. Дыхание неправильное, поверхностное; тахикардия, коллапс. Непроизвольные мочеиспускание и дефекация. Периодические судороги, ригидность затылочных мышц.

При высоких концентрациях развивается молниеносная форма отравления. Смерть наступает от паралича дыхательного центра.

Неотложная помощь:

1 пораженного как можно быстрее выне­сти на свежий воздух, дать понюхать на­шатырный спирт, растереть грудь, укрыть одеялом, обло­жить грелками, напоить крепким горячим чаем, кофе.

2 при резком нарушении или остановке дыхания – ИВЛ методом «рот в рот»;

Транспортные аварии и катастрофы,

их предупреждение

Современный образ жизни невозможен без использования различных транспортных средств. Транспорт является связующим звеном современного народного хозяйства. Но любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека, окружающей природной среде и экономике.

Транспортная авария – это авария с уничтожением или повреждением транспортных сооружений и средств, повлекшая за собой гибель людей или причинившая им тяжкие телесные повреждения.

Транспортная катастрофа – это крупная авария со значительными человеческими жертвами.

Транспортные аварии и катастрофы подразделяются по видам транспорта и по поражающим факторам перевозимых опасных грузов:

1. Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов, поездов метрополитена.

2. Катастрофы на автомобильном и других видах общественного транспорта, аварии на мостах, в туннелях и пр.

3. Авиационные катастрофы.

4. Аварии пассажирских и грузовых судов, в том числе нефтеналивных.

5. Аварии на транспорте с выбросом радиоактивных веществ.

6. Аварии на транспорте с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.

7. Аварии на магистральных газо-, нефте- и продуктопроводах.

Катастрофы на автомобильном и других видах общественного транспорта.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности на автодорогах. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП)это транспортная авария в процессе дорожного движения, повлекшая за собой человеческие жертвы или телесные повреждения, а также повреждения транспортных средств, дорог, грузов или иной материальный ущерб. Ежегодно в мире в ДТП погибают более 300 тыс. человек и более 15 млн. получают травмы. В РБ ежегодно в ДТП погибают более 2000 чел.

ПРИЧИНЫ: Около 75 % всех ДТП происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Наиболее опасным видом нарушений остаётся превышение скорости, выезд на полосу встречного движения. Каждое десятое ДТП - по вине пьяного водителя. Растет уровень ДТП также по вине пешеходов (беспечность, несобранность), неисправности машины, плохих дорог, и в значительной степени – неблагоприятных метеорологических условий.

Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа после происшедствия. Кровопотери в течение первого часа бывают столь велики, что впоследствии даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГАИ крайне низок. Подготовка населения и водителей автотранспорта практически равна нулю. Поэтому смертность при ДТП у нас в 10-15 раз выше, чем во всём мире.

Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов.

В РБ более 6 тыс. км ж/д путей и их грузонаполненность в 8 – 15 раз выше по сравнению с другими развитыми странами. Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в вагонах. При возгорании опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

При перевозке опасных грузов, таких как легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ХОВ и РВ, происходят взрывы, пожары, загрязнение окружающей среды. Ликвидировать такие аварии очень сложно.

Аварии в метрополитене.

Сегодня метро стало одним из наиболее распространённых и надёжных видов транспорта. Ещё на заре появления этого вида транспорта самой крупной катастрофой считался пожар в 1902 г. в Парижском метро - в деревянных вагонах сгорели заживо 80 чел. В 1975 г. крушение электропоезда Лондонской подземки стало причиной гибели 43 чел. и ранения 74 пассажиров. 28 октября 1995 г. - крупнейшая за всю историю мировой подземки катастрофа в Баку. За считанные минуты в ядовитом дыму от возникшего пожара задохнулись почти 300 человек и среди них 28 детей!

Причины: ЧС на станциях, в тоннелях и вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, падения пассажиров с платформы на пути.

Аварии пассажирских и грузовых судов, в том числе нефтеналивных происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине членов экипажа; Это возможно в результате столкновения между судами, посадке судна на мель, течи корпуса судна и др. Много аварий и катастроф происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов.

Вот только несколько крупнейших морских катастроф: 1912 г. – затонул "Титаник", погибло более 1500 чел. В 1939 г. та же участь постигла пароход "Индигарка″ - погибло 1500 чел. В 1986 г. ушёл на дно лайнер "Адмирал Нахимов", погибло более 400 чел. В 1994 г. погиб морской паром ″Эстония″, погибло 900 человек. Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.

К работам по ликвидации последствий аварий и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. При необходимости капитан может обратиться и к пассажирам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи:

- спасение людей, терпящих бедствие;

- борьба за живучесть корабля; ликвидация пожара, пробоин.

К работам по спасению людей и судна привлекаются специальные судоспасатели, буксиры, экипажи других плавсредств.

Аварии на авиационном транспорте.

В РБ имеется 7 аэропортов со статусом Международных.

На воздушном транспорте в авиакатастрофах прошлого столетия погибло около 100 тыс. человек в мире. Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается.

Основные причины аварий и катастроф.

1. Разрушения отдельных конструкций самолётов.

2. Отказ двигателей.

3. Нарушение работы систем управления, связи, пилотирования.

4. Недостаток топлива и др.

5. Человеческий фактор – более 50% всех причин.

Поражающие факторы: декомпрессия, (резрежение воздуха в салоне) при разгерметизации самолета, пожар в самолете, удар при падении или посадке.

Аварии на трубопроводном транспорте.

В РБ общая протяженность магистральных нефте- и продуктопроводов около 6 тыс. км, газопроводов – 5 тыс. км. При авариях опасен выброс под давлением опасных химических и взрывопожароопасных веществ, в результате чего возможна гибель людей, материальный ущерб и экологические бедствия.

Аварии на транспорте с выбросом биологически опасных

веществ оцениваются по наличию повреждения груза (упаковка,

контейнер и т.д.) с выходом биологически опасных веществ и

заражением людей, животных или растений возбудителями опасных

инфекционных заболевании.

Аварии на транспорте с выбросом радиоактивных веществ.

При загрязнении окружающей среды и угрозе поражения людей, животного и растительного мира фиксируется факт данной ЧС.

Аварии на транспорте с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ возникают в случае повреждения упаковки (контейнер, цистерна) с содержанием СДЯВ и выбросе их в окружающую среду (наличие в атмосферном воздухе или грунте вредных веществ выше ПДК).

Основными видами повреждений при ДТП являются раны и травмы различного характера кровотечения (черепно-мозговые травмы, повреждения позвоночника, ребер, конечностей, внутренние повреждения). Наиболее частый вид травмы при ДТП – черепно-мозговая травма (ЧМТ).

Предупреждение транспортных аварий и катастроф: это мероприятия по борьбе и устранению тех факторов и причин, которые приводят к росту транспортных аварий:

* своевременное устранение технических неполадок транспортного средства, улучшение качества дорог и диспетчерского контроля;

*изучение с раннего детского возраста правил дорожного движения, борьба с беспечностью и невнимательностью пешеходов и водителей, воспитание культуры дорожного движения у населения;

* повышении уровня подготовки и профессионализма водителей, их своевременное мед. обследование;

* это также своевременное прогнозирование неблагоприятных метеоусловий и оповещение населения об этом и пр.

Правила поведения при транспортныхавариях.

Как действовать при неизбежности столкновения в ДТП?

Безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих. Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой по бамперу.

Во время столкновения с препятствием все мышцы должны быть напряжены!!! При этом нужно, если автомашина идет на малой скорости упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен упереться руками и ногами в переднее сиденье и прижмите головы к рукам. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем. Если Вы едете на переднем месте пассажира, упритесь руками в передний щиток, но не в стекло (закройте голову руками и завалитесь набок на сидении).

Как действовать после аварии?

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Постарайтесь как можно быстрее выбраться из автомобиля (м.б. взрыв, пожар). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв. При ДТП, оказав первую помощь пострадавшим, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.

Как действовать при падении автомобиля в воду

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть. Или дождаться, пока вода заполнит салон, вдохнуть остатки воздуха и выбраться вплавь (через дверь?).

Помните, что при дорожно-транспортном происшествии главное - бе­речь голову от травм. Не пытайтесь покинуть машину во время движения навстречу препятствию (шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании);

Рекомендации пассажиру автобуса, троллейбуса, трамвая во время до­рожно-транспортного происшествия:

-в момент удара, сидя в кресле, упритесь руками и ногами в переднее сиденье;

- если в момент удара вы стоите, постарайтесь ухватиться за поручень и удержаться, присев на корточки; если приходится падать, постарайтесь не удариться головой;

- все мышцы должны быть напряжены и не должны ослабляться до пол­ной остановки;

- после аварии или катастрофы постарайтесь быстрее выбраться из транспортного средства, так как оно может загореться. Обычно в дверях при аварии бывает давка или дверь заклинивает. Поэтому лучше выбираться че­рез аварийное окно (выдернув шнур из резинового уплотнителя окна и выда­вить стекло) или через аварийный выход. Можно проще - разбить стекло мо­лотком; можно выбраться и через форточку, если позволяют габариты вашего тела. В автобусах и троллейбусах можно эвакуироваться через верхние вен­тиляционные люки;

- при возникновении пожара в салоне, приготовьте носовой платок, часть ткани одежды для защиты органов дыхания; если в салоне находится огнету­шитель или ящик с песком приступайте к тушению пожара (если нет реальной угрозы вашей жизни);

- в случае короткого замыкания, вспышки в салоне трамвая или трол­лейбуса покидать транспортное средство лишь тогда, когда водитель остано­вит его и отключит электрические цепи;

- если вы упали в воду как пассажир общественного транспорта, то глав­ная опасность для вас не вода, а другие пассажиры. Они забьют все выходы своими телами. Оставайтесь на месте, пока салон не заполнится водой, потом выбирайтесь через форточку или верхние вентиляционные люки. Если нет рядом открытой форточки, выбейте ногой или другим предметом окно. До за­полнения салона автобуса водой дышите глубже и чаще, чтобы насытить орга­низм кислородом.

Как действовать при аварийной обстановке на борту авиалайнера:

Безопасность как полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и пр. Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и им пользоваться.

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.

Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д.

Обычно экипаж самолета успевает оповестить пассажиров о возможной аварии. Тогда пассажир перед аварией должен принять безопас­ную фиксированную позу (согнуться, плотно сцепить руки под коленями, макси­мально наклонив голову или упереться руками в переднее кресло, голову поло­жить на руки, а ногами упереться в пол). В момент удара максимально напрячь­ся и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику. После остановки самолета необходимо уходить через ближайший путь вы­хода. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. При аварийном выходе из самолета соблюдают следующие правила:

- открыть аварийный люк, достать спасательный канат и выбросить его наружу;

- прежде чем покинуть самолет, надо снять обувь на высоком каблуке;

-соблюдать правила выхода: сначала ноги, потом голова,

- растянуть матерчатый желоб, сесть на порог надувного трапа и спус­титься по нему вниз;

Пожар в самолете.

-не дышите дымом, защищайте дыхательные пути одеждой;

- двигайтесь к выходу после того, как самолет остановился,

- если в салоне много дыма, двигайтесь по полу на четвереньках; помните, что дым, а не огонь - главная опасность;

- не стойте в толпе у выхода; если очередь не двигается, помните что есть другие выходы;

- не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым;

- помните, что самолет надо покинуть за 5 минут и удалиться от самоле­та на расстояние до 1,5 км, пока не взорвалось топливо.

При декомпрессии самолета (из салона выходит воздух) срочно воспользоваться кислородной маской. На высоте до 3 км состояние декомпрессии устраняется.

Действия при высадке с судна:

Решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила: в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам; перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя больше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду; если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет; так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству; после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м)

Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

Действия при железнодорожной аварии:

Наиболее распространенными железнодорожными авариями и катастро­фами являются: столкновения поездов, их крушение, пожары в вагонах.

При крушении или экстренном торможении поезда:

- закрепиться, чтобы не упасть. Для этого нужно схватиться за поручни и упереться в стену или сиденье ногами;

- помните, что после первого удара могут быть другие, поэтому не расслаб­ляйтесь,

- после окончания ударов срочно покинуть вагон, так как высока вероят­ность пожара. Если поезд остался на рельсах, но есть запах дыма, а в коридоре толпятся люди, то можно использовать окна-аварийные выходы, расположенные в 3 и 6 купе. Там необходимо повернуть рукоятку на себя, предварительно сорвав пломбу. Нажать на себя ручку-защелку окна;

- можно выбраться из вагона и через окно любого купе, но помните, что разбить стекла трудно, они прочные,

- после остановки – срочно покинуть вагон, взяв самое необходимое, т.к. высока вероятность пожара,

- выбравшись из вагона, помогите выбраться другим.

При пожаре в вагоне:

- при задымлении или пожаре срочно подготовить защиту для дыхания — шарф, любую ткань, намочить их любой жидкостью;

- постоянно дышать через смоченную в жидкости ткань, выделяемый при горении малминита (облицовка вагона) газ является токсичным;

- покидать вагон используя один из вариантов, описанных выше;

- если эвакуация проводится в соседний вагон, действуйте по указанию проводника;

- выбравшись из вагона, включайтесь в спасательные работы, соблю­дайте меры безопасности при прохождении встречных поездов.

Оказание первой помощи пострадавшим в ЧС (ранения, кровотечения, переломы)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: