Для оценки эффективности работы спортивных школ на этапах многолетней спортивной подготовки занимающихся Министерством спорта РФ установлены педагогические критерии.
Спортивно-оздоровительный этап:
- стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;
- динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся;
- уровень освоения основ гигиены и самоконтроля. Этап начальной подготовки:
- стабильность состава занимающихся;.
- динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся;
- уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля.
Учебно-тренировочный этап:
- состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся;
- динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;
- освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта;
- освоение теоретического раздела программы.
Этап спортивного совершенствования:
|
|
- уровень физического развития и функционального состояния занимающихся;
- выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки;
- динамика спортивно-технических показателей;
- результаты выступлений во всероссийских соревнованиях. Этап высшего спортивного мастерства:
- стабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
- число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России.
Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами по детско-юношескому спорту (В.Г. Бауэр, В.Г Никитушкин и В.П. Филин), показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. По оценке этих специалистов сложившаяся в России система подготовки спортивного резерва позволяет обеспечить конкурентоспособное пополнение сборной команды России (данные в %):
Этапы многолетней спортивной подготовки | Фактически имеется | Оптимальная потребность |
Начальный | 70,6 | 90,9 |
Учебно-тренировочный | 27,1 | 7,5 |
Спортивного совершенствования | 1,7 | 1,2 |
Высшего спортивного мастерства | 0,45 | 0,3 |
(Данные В.Г Бауэра, В.Г Никитушкина и В.П. Филина).
Расчеты сделаны исходя из того, что по олимпийским видам спорта на единицу стартового состава сборной России приходится 2 мсмк, 8 мс и 29 кмс.
Для достижения спортсменом мастерства международного уровня его необходимо готовить 10-12 лет. Наглядна и крутизна подъема к вершинам мастерства, которую одолевает соответственно один из 7, 28, 168 и более 2 тыс. занимающихся на этапах многолетней подготовки. Это может стать основой для прогнозирования показателей подготовки спортивного резерва как источника пополнения сборных команд России по видам спорта.
|
|
Самостоятельная работа студента:
1. Менеджмент в детско-юношеском клубе физической подготовки.
2. Эффективность деятельности спортивных школ.
[1] При написании этого раздела использованы материалы дипломной работы выпускницы специализации "спортивный менеджмент" РГАФК Ю. Ляховой.