Менеджмент в спортивной школе

Номенклатура учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, их цели и задачи

В России продолжает функционировать эффективная си­стема подготовки спортивного резерва, которая складывалась на про­тяжении последнего полувека. Основу ее составляют детско-юношес­кие спортивные, спортивно-технические школы (ДЮСШ, ДЮСТШ), специализированные детско-юношеские (спортивно-технические) школы олимпийского резерва (СДЮШОР, СДЮСТШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

На основе Закона "Об образовании" все перечисленные спортив­ные школы включены в номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ее дополняют детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП) и структурные подразделения физкультурно-спортивной направленно­сти домов детского творчества и т.п.

Известно, что понятие "спортивные резервы" в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в деле воспи­тания молодежи, развития массовой физической культуры и высшего спортивного мастерства.

В более узком понимании "спортивные резервы" – это спортсме­ны, достигшие определенного уровня спортивного мастерства и охва­ченные современными организационно-методическими формами под­готовки, обеспечивающими дальнейший рост спортивных результатов. В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.

Действующий резерв – перспективные в возрастном плане спортс­мены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных меж­дународных соревнованиях.

Ближний резерв – молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближнего спортивного резерва учи­тывается комплекс показателей, определяющих дальнейший рост спор­тивных результатов, а также возможность успешного выступления на юниорских, юношеских первенствах мира, Европы и других между­народных и всероссийских соревнованиях. В характеристике ближне­го резерва учитываются возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки, соответствие модель­ным характеристикам.

Потенциальный резерв — юные спортсмены, занимающиеся опре­деленным видом спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, спортивных училищах олимпийского резерва.

Спортивная подготовка детей, подростков, юношей и девушек осу­ществляется в соответствии с такими принципами спортивной трени­ровки, как направленность на максимальные достижения; углубленная специализация и индивидуализация; единство общей и специальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; взаимосвязь постепенности нагрузки и тенденция к "предельным" нагрузкам: волнообразность динамики нагрузок; цикличность трени­ровочного процесса.

На основе охарактеризованной выше философии Федеральные ор­ганы государственного управления физической культурой и спортом в стране и органы образования сформулировали конкретные задачи спортивных школ на этапах многолетней подготовки. Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призва­на способствовать:

- самосовершенствованию;

- формированию здорового образа жизни;

- профессиональному самоопределению;

- развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;

- достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортив­ных школах (табл. 2).

Таблица 2. Этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах и детско-юношеских клубах

Этапы подготовки Период подготовки, лет Виды спортивных школ Социальные нормы охвата занимающихся
ДЮКФП ДЮСШ СДЮШОР ШВСМ
Спортивно-оздоровительный весь период + x *   10-12% от 6-15-летнего возраста
Начальной подготовки 2-3 года x + x    
Учебно-тренировочный 4-5 лет x + +    
Спортивного совершенствования 3 года   x + + 0,2% от 16-25-летнего возраста
Высшего спортивного мастерства 3-5 лет     + +  

Условные обозначения: + - основная функция; х - по решению учредителя; * - в неспециализированных отделениях СДЮШОР.

В нормативно-правовых основах, регулирующих деятельность спор­тивных школ, указывается, что перед спортивными школами, деятель­ность которых направлена на развитие массового спорта, на этапе на­чальной подготовки ставятся задачи привлечения максимально воз­можного числа детей и подростков к систематическим занятиям спор­том, ориентированным на развитие их личности, утверждение здоро­вого образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся задачи:

- улучшения состояния здоровья, включая физическое развитие;

- повышения уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований про­грамм по видам спорта;

- профилактики вредных привычек и правонарушений.

Перед спортивными школами, деятельность которых направлена на развитие спорта высших достижений, на этапах спортивного совер­шенствования и высшего спортивного мастерства ставится задача при­влечения к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабиль­ных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.

Современная система спортивных школ объединяет около 4000 школ различного типа, принадлежащих 9 ведомствам и спортивным общест­вам, и охватывает все регионы России. На развитие массового спорта ориентировано около 3000 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), на подготовку высококвалифицированных спортсменов — 920 специализированных школ. В спортивных школах и детско-юношеских клубах физической подготовки систематически занимаются более 2 млн. детей, подростков, юношей и девушек, из которых 34,5 тыс. — спортсме­ны высокого класса. Доля занимающихся массовым спортом и спортом высших достижений соответствует социальным нормам и нормативам по физической культуре и спорту Российской Федерации. В спорте высших достижений задействовано 2,1% от общего количества занимающихся и около 10% тренеров. В спортивных школах и детско-юношеских клубах физической подготовки трудятся около 40 тыс. штатных специалистов.

Деятельность спортивных школ и детско-юношеских клубов фи­зической подготовки как учреждений дополнительного образования регулируется двумя нормативно-правовыми документами: 1) Законом "Об образовании" и 2) документом Министерства образования и Госкомспорта РФ от 25.01.95 г. под названием "Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ" (№ 96-ИТ от 25.01.95).

Создание спортивной школы. Спортивная школа любого вида и наименования создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления в заявительном порядке.

Учредителями спортивной школы как учреждения дополнительного образования в соответствии со статьей 11 Закона "Об образовании" могут быть:

- органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления;

- отечественные и иностранные организации всех форм собст­венности, их объединения (ассоциации и союзы);

- отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

- общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

- граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-пра­вовую форму спортивной школы или клуба физической подготовки.

Обобщение опыта свидетельствует, что в настоящее время учредите­лями более 70% спортивных школ России являются органы образова­ния, которые и финансируют свои школы. В спортивных школах орга­нов образования занимается около 80% от общего контингента школ, и на их долю приходится 75 % тренерско-преподавательских кадров.

Для регистрации спортивной школы учредитель представляет в соответствующий регистрирующий орган: заявление о регистрации; решение учредителя о создании спортивной школы; ее устав; документ об уплате государственной регистрационной пошлины.

Права юридического лица спортивной школы в части ведения ус­тавной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момен­та ее государственной регистрации. Спортивная школа как юридичес­кое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учрежде­ниях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наиме­нованием.

Права на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ образовательным учреждениям, возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке ли­цензии (разрешения). В лицензии, выдаваемой учреждению дополнительного образования, фиксируются предельная численность контингента обучающихся в школе, контрольные нормативы и срок дей­ствия этой лицензии.

Основой государственных гарантий получения детьми России возможности заниматься в спортивной школе является государствен­ное и муниципальное финансирование.

Организация учебно-тренировочного процесса. Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года, на­чало и окончание которого зависят от специфики вида спорта. Основ­ными формами учебно-тренировочного процесса в спортивной шко­ле являются:

- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;

- работа по индивидуальным планам (обязательна на этапах СС и ВСМ);

- медико-восстановительные мероприятия и медицинский кон­троль;

- тестирование;

- участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах;

- инструкторская и судейская практика учащихся.

В целях повышения эффективности работы спортивных школ Госкомспорт России утвердил "Типовой план-проспект учебной програм­мы для ДЮСШ и СДЮШОР.

Зачисление в спортивную школу осуществляется на добровольной основе по заявлению желающего заниматься спортом в установлен­ном для соответствующего вида спорта возрасте и не имеющего для этого медицинских противопоказаний. Комплектование учебных групп производится с учетом выделенных в таблице этапов подготовки.

"Нормативно-правовые основы" устанавливают минимальную наполняемость учебных групп и максимальный объем учебно-трениро­вочной работы (часов в неделю) дифференцированно по этапам подго­товки занимающихся. Регламентируются и порядок перевода занима­ющихся в спортивной школе на последующий год обучения, и этап многолетней подготовки. С этой целью установлены критерии оценки деятельности спортивных школ на этапах многолетней подготовки, которые подробнее будут рассмотрены в последнем разделе главы.

Самоуправление в спортивной школе. Статья 35 Закона "Об образо­вании" устанавливает, что управление государственными и муници­пальными образовательными учреждениями, к числу которых отно­сятся и спортивные школы, строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Исходя из принципов единоначалия и самоуправления, спортив­ную школу возглавляет прошедший соответствующую аттестацию ди­ректор, назначаемый ее учредителем.

Формами самоуправления в спортивной школе как учреждении дополнительного образования являются педагогический совет, общее собрание трудового коллектива, тренерские советы отделений и дру­гие формы.

Рис. 3. Организационная структура управления спортивной школой

В организационную структуру спортивной школы входят заведую­щий учебной частью, старший инструктор и инструктор-методист, бух­галтер и врач школы, обслуживающий персонал (рис. 3).

В структуру спортивной школы входят также администрация и обслуживающий персонал спортивных сооружений, находящихся на балансе или в непосредственном подчинении школы.

Организационная структура спортивной школы нормативно закрепляется в ее штатном расписании. Штатное расписание – это перечень должностных наименований и общее количество постоянных должностей в организации с указанием ее структурных подразделений, а также должностных окладов по штатной должности. Штатное распи­сание спортивной школы определяется ее администрацией самостоя­тельно, в зависимости от целей и задач, объема учебно-тренировочной нагрузки, финансовых возможностей и других факторов.

Должностные обязанности работников спортивной школы регламентируются соответствующими тарифно-квалификационными характеристиками и должностными инструкциями. В качестве примера можно привести тарифно-квалификационную характеристику замес­тителя директора спортивной школы:

Заместитель директора спортивной школы ( примерная должностная инструкция )

Должностные обязанности. Организует учебно-тренировочную, вос­питательную и методическую работу в спортивной школе. Несет от­ветственность за организацию учебно-тренировочного процесса, ком­плектование школы, отбор и спортивную ориентацию занимающих­ся, повышение квалификации тренеров-преподавателей по спорту. Обеспечивает проведение внутришкольных спортивных соревнований. Принимает меры по совершенствованию методики обучения и трени­ровки спортсменов-учащихся. Осуществляет контроль за содержани­ем учебно-тренировочного процесса, выполнением спортсменами-учащимися требований учебных программ, качеством знаний, умений и навыков, уровнем физического развития и подготовленности, свое­временным прохождением ими углубленного медицинского осмотра. Возглавляет работу по пропаганде физической культуры и спорта, обоб­щению и внедрению передового опыта работы.

Должен знать: нормативные и методические документы, опре­деляющие направления развития физической культуры и спорта

в стране; достижения отечественной и зарубежной науки в органи­зации занятий физической культурой и спортом и подготовки спор­тивных резервов; опыт передовых спортивных школ; основы граждан­ского и трудового законодательства; основы экономики, организации труда и управления; правила охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы в физкультурно-спортивных организациях не менее 5 лет.

Тарифно-квалификационные характеристики заместителя ди­ректора спортивной школы определяются на основе характеристик директора. Должностные оклады заместителей устанавливаются на 10-20% ниже оклада соответствующего руководителя.

Заработная плата. Месячные ставки заработной платы тренеров спортивных школ как государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования определяются по Единой тарифной сет­ке с учетом различных надбавок или по нормативам за одного занима­ющегося.

Экономическая и предпринимательская деятельность спортивной школы. Спортивная школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Она имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в банковских учреждениях. Деятельность спортивной школы (клуба) финансируется ее учредителем в соответствии с дого­вором между ними.

Спортивная школа вправе привлекать дополнительные финансо­вые средства за счет предоставления платных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юриди­ческих лиц, в том числе иностранных. Спортивная школа вправе вес­ти любые виды предпринимательской деятельности, предусмотренные ее уставом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: