Типология отечественных спортивных клубов России

Первичные организации физкультурно-спортивной направленности

Лекция 5

Содержание темы:

1. Типология отечественных спортивных клубов России.

2. Внутриклубный менеджмент в спортклубе в форме общества с ограниченной ответственностью.

3. Внутриклубный менеджмент в спортклубе в форме общественного объединения.

4. Номенклатура учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

5. Менеджмент в спортивной школе.

Историческая справка. Спортивные клубы в России имеют длитель­ную историю и прошли в своем развитии несколько этапов. В досоци­алистической России спортивные клубы создавались преимущественно по территориальному принципу и были основной формой первичных спортивных организаций.

С приходом к власти большевиков дореволюционные спортклубы были закрыты как буржуазные организации, а первичным звеном ста­ли коллективы физической культуры, которые создавались на заводах, фабриках и на базе трудовых коллективов других организаций.

В Советском Союзе спортивные клубы стали возрождаться в на­чале 60-х годов и создавались по производственному принципу. Зва­ние "Спортивный клуб" присваивалось коллективу физкультуры предприятия, добившемуся высоких показателей в организации физкультурно-спортивной работы среди трудящихся данного предприя­тия и выполнившего установленные требования (МЗМА, 19 августа 1961 г.; завод "Серп и молот", 1961 г и др.). К 1980 году за высокие показатели в работе из 218, 9 тыс. имевшихся в стране коллективов физической культуры почетное звание "Спортивный клуб" было при­своено 313 физкультурным организациям предприятий, 243 средним физкультурным учебным заведениям и 30 колхозам и совхозам. Сло­жившаяся в социалистической России неплохая традиция создавать и организовывать работу спортивных клубов в основном по произ­водственному принципу — на предприятиях, в учреждениях и орга­низациях, продолжает действовать и сейчас, хотя и со значительны­ми издержками.

Анализ зарубежного опыта подтверждает, что и в рыночных ус­ловиях спортивные и спортивно-оздоровительные клубы являются основной организационной формой спортивного менеджмента, а частной крупные фирмы способствуют созданию спортивно-оздо­ровительных клубов на базе своих организаций. Поэтому сохране­ние и возрождение спортивных клубов на предприятиях, в учреж­дениях и организациях в рыночных условиях России следует рас­сматривать как прогрессивную тенденцию. Более того, возрожде­ние в России спортивного клубного движения в новых социально-экономических условиях становится одним из направлений госу­дарственной политики.

Типология современных спортивных клубов России. Все современные спортивные клубы России можно с точки зрения обслуживаемого кон­тингента сгруппировать, выделив следующие их виды:

1.Спортивные клубы, созданные на базе промышленных предпри­ятий в форме общественных объединений.

2.Студенческие спортивные клубы в вузах.

3.Школьные спортивные клубы.

4.Спортклубы профессионального спорта по игровым видам, яв­ляющиеся, как правило, коммерческими организациями (ЗАО, ООО и др.).

5.Территориальные спортивные клубы (Московский спортклуб "Луч").

6.Фитнес-клубы, спортивно-оздоровительные клубы и центры и т.п.

7.Физкультурно-спортивные клубы инвалидов. С организационно-экономической точки зрения все спортивные клубы можно подразделить на клубы любительского спорта, создаваемые в форме общественных объединений, и коммерческие клубы, во-первых, физкультурно-оздоровительной направленности и, во-вторых, профессионального спорта (футбольные, хоккейные, теннисные, во­лейбола, баскетбола и т. п.).

Рассмотрим особенности внутриклубного менеджмента спортив­ных клубов, функционирующих в одной из организационно-право­вых форм коммерческих организаций, в частности общества с огра­ниченной ответственностью (ООО) и спортивных клубов, функцио­нирующих в форме общественного объединения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: