Человечество. Этнос. Нация

Общая характеристика основных методов этнопсихологии

Изучая психические процессы у представителей этнических групп,

этнопсихология применяет определенные методы исследования. Широко используется метод сравнения и сопоставления, при котором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп

К способам исследования в этнопсихологие относят общепсихологические методы: наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов деятельности. тест.

Наблюдение – изучение внешних проявлений психики представителей этнических групп происходит в естественных жизненных условиях (должно быть целенаправленным, систематическим, обязательное

условие - невмешательство).

Эксперимент – активный метод. Экспериментатор создает необходимые условия для активизации интересующих его процессов.

Повторяя исследования при одинаковых условиях с представителями разных этнических групп, экспериментатор может установить психические особенности.

Бывает лабораторным и естественным. В этнопсихологии лучше использовать естественный. Когда существуют две конкурирующие гипотезы, применяется решающий эксперимент.

Метод беседы – основан на вербальной коммуникации и имеет частный характер. Применяется в основном при изучении этнической картины мира. Исследование продуктов деятельности – (рисунки, письменные сочинения, фольклор).

Тесты – должны являться подлинным показателем изучаемого явления или процесса; давать возможность изучить именно то, что исследуют, а не похожее явление; важен не только результат решения, но и сам процесс; должен исключать попытки установления предела возможностей представителей этнических групп (Минус: психолог субъективен)

Человечество имеет общее происхождение. Все многообразие различий в физическом облике людей, которое можно встретить на разных континентах, есть результат вариаций одного и того же биологического вида — Homo sapiens (человека разумного).

Развитие современного человечества представляет собой единый процесс: все народы планеты так или иначе оказываются связаны общностью судеб. Можно говорить и о том, что субъектом, основой, носителем современной истории является все совокупное человечество. Деятельность человека за

последние два столетия и особенно в XX в. приобрела глобальный, т.е. всемирный, характер. Между тем всего несколько сот лет назад отдельные народы и расы зачастую развивались обособленно друг от друга, разделенные в те времена непреодолимыми природными и другими преградами. В истории человечества были и такие случаи, когда отдельные государства сознательно изолировали себя от внешнего мира, чтобы предотвратить воздействие других народов на собственную историю. Такие

попытки, например, в Китае, стране древней и уникальной культуры, привели к «консервации» общественной жизни и многовековому застою. Схожие процессы имели место и в Японии до начала XX столетия.

Сегодня ученые обращаются к изучению человечества в его взаимодействии с космическими процессами и даже потусторонними силами. С позиций самого передового научного знания жизнь и деятельность людей уже рассматриваются как часть мирового процесса в целом. Перед человеческой

мыслью встала задача в полной мере осознать свое единство с природой, космосом.

Однако в повседневной жизни человек сталкивается с другими проблемами: он видит, что реально люди в своей жизни разобщены, конфликтуют друг с другом, ведут войны, в которые вовлекаются миллионы людей.

Часто для человека большую роль играют не те черты, которые объединяют его с другими, а те, которые заставляют держаться обособленно. Человек вынужден ориентироваться в мире людей, идентифицируя их по самым различным признакам. Некоторые из этих признаков носят биологический,

природный характер. Можно говорить отдельно о мужчинах, о женщинах, о поколениях людей. Другие признаки имеют социальный смысл. Мы делим людей на рабочих и предпринимателей, верующих и атеистов, на друзей и врагов и т.д.

В определенном смысле человечество не является однородным, так как состоит из многообразных социальных групп. Некоторые из этих групп насчитывают сотни миллионов, миллиарды человек, например расы. Другие группы включают всего сотни или десятки человек, скажем, производственные или учебные коллективы. Все эти группы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в результате чего формируется социальная структура человечества.

Расы (от лат. ratio — категория, разряд) человека (биологического вида Homo sapiens) характеризуются общими наследственными физиологическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной общностью распространения.

Наиболее отчетливо выделяются три основные группы рас — Негроидная, европеоидная и монголоидная.

Основные признаки отличия рас — цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и т.д. — не должны абсолютизироваться.

Все расы современного человечества обладают равными биологическими возможностями для достижения высокого уровня цивилизации.

В структуре любой группы, как и во всем обществе в целом, каждому человеку отведены определенные социальные роли, т.е. конкретные положение и статус в системе общественных отношений и соответственно закрепленные в связи с этим функции и обязанности. Зачастую от закрепленных ролей и эффективности их реализации зависит влияние человека на группу и наоборот.

Психологическая наука различает следующие виды групп: статистические (мужчины, женщины, старики и т.д.) и естественные; большие (классы, нации, партии, религиозные) и малые (с 3 до 5 человек); организованные и неорганизованные.

Разделение групп на виды — не самоцель, так как представителям каждой из них присущи свои социальные и психологические особенности.

Классы (от лат. classis — разряд, группа) — это группы людей, складывающиеся по отношению к средствам производства, по распределению прибыли в зависимости от того, кто является владельцем

средств производства. Человек, которому принадлежат станки, здания, различное производственное оборудование, играет решающую роль в распределении прибыли, несет ответственность за результаты деятельности своего предприятия. Это класс собственников. С другой стороны, большую часть населения составляет люди, не имеющие во владении средств производства и зарабатывающие на жизнь своим трудом.

Этнос (от греч. ethnos — племя, группа, народ) — исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая едиными языком и культурой, а также общим самосознанием.

Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседневном пользовании и общении, хотя оно все чаще звучит в теле- и радиопередачах. К нему чаще обращаются в последнее время российские политики. Для нас более знакомы слова «национальность», «нация».

Нация (от лат. natio — народ) — большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями.

Этносфера - земная оболочка, представляющая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу, слагающуюся из всей совокупности этноценозов Земли.

Национальный характер, по мнению этнологов и социологов, — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий представителей той или иной нации и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям.

Понятие «национальный характер» вошло в оборот из обыденной жизни, повседневного языка и имеет собирательное, обобщающее значение. Оно трудно поддается исследованию. В проявлении его содержания сложно найти устойчивые закономерности.

В отношении к социально-бытовому окружению в национальном характере особенно тесно переплетаются элементы идеологии и общественной психологии, в том числе национальной и классовой. Отношение к окружающему определяет направленность национального сознания людей. К

данной группе черт национального характера относятся такие, как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм и др.

Отношение к труду проявляется в национальном характере

Отношение к труду проявляется в национальном характере в форме таких качеств, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность и т.д. У представителей различных наций эти черты имеют несколько различное

проявление. Трудолюбие присуще, пожалуй, всем нациям мира, но есть разница между трудолюбием американцев, японцев, немцев и представителей других наций. Трудолюбие японца — это кропотливость, терпеливость, ловкость, прилежание, упорство. Трудолюбие немца – это аккуратность, основательность, пунктуальность, точность, дисциплинированность. Трудолюбие американца – это размах, энергичная напористость, неиссякаемый деловой азарт, склонность к риску, инициативность, рационализм. Отношение к своей и чужой этническим общностям также довольно специфично по содержанию у представителей различных этнических общностей.

Национальный темперамент, по мнению большинства ученых, предопределяет эмоционально- экспрессивную специфику поведения и поступков людей как представителей определенной этнической общности, характеризует своеобразие их поведенческой активности.

Представители одних наций (например, французы, итальянцы, испанцы) более эмоциональны и восприимчивы. У них в относительно короткий срок может резко проявляться воодушевление, прилив эмоций, но так же быстро может наступать и спад подобных реакций, особенно в сложной обстановке.

Представители других наций (например, англичане, скандинавы) менее эмоциональны, более склонны к логике в поступках, разумному поведению, меньше подвержены изменению настроений.

Национальный темперамент может проявляться в жестах. Так, исследователи установили, что за час беседы типичный финн употребляет в среднем только один жест, итальянец же жестикулирует не менее восьмидесяти раз, француз использует жесты не менее ста двадцати раз, а мексиканец — даже сто восемьдесят.

Понятие «темперамент» в этнической психологии имеет иной смысл, чем в общей психологии.

Национальный темперамент не есть темперамент личности. Различия в реактивности и эмоциональности представителей различных этнических общностей объясняются в первую очередь не тем, что в одной из них больше холериков, а в другой — больше меланхоликов, а в том, что выработанные на протяжении веков традиционные формы поведения реагирования усваиваются каждым новым поколением.

Национальный склад ума, по мнению прежде всего философов и социологов, — это особенности мышления большинства представителей той или иной нации.

Механизм мыслительной деятельности однотипен у представителей разных народов. Она подчиняется одним законам, но имеет национальную специфику, которая определяется историческими и социально-экономическими условиями развития этнической общности. Так, абстрактность мышления, например, немцев — следствие ухода в мир идей от действительности с ее мелочной ограниченностью, традиционным гнетом строгого порядка, засильем «обязательного беспрекословного подчинения».

Практичность англичан, их исторический приоритет в покорении многих стран и континентов, в торговле, активная военная, экономическая деятельность на протяжении многих веков, наоборот,

рождали нелюбовь к абстрагированию, умозрительным размышлениям. В мышлении французов отразились их специфические черты характера — остроумие, красноречие и др. Не только отдельные люди, но и целые народы по-своему воспринимают и оценивают окружающий их мир и других людей. Формы взаимодействия с природой, нормы общения между людьми у каждого народа особые. Они-то и составляют его ментальную неповторимость.

Национальные особенности мышления проявляются в построении философских систем, в написание книг, статей, в разговоре, общении и т.д. Например, для французов свойственны свободное и активное течение мысли, приверженность логике, яркость и живость воображения, пытливость и искренность юмора. В мышлении англичан проявляются практицизм, конкретность, сдержанность воображения, пренебрежение к отвлеченному знанию. Склонность к абстрактному мышлению у немца проявляется в

неспешности принятия решений, во всестороннем обдумывании последнего. Как правило, немец не идет на риск, если у него нет уверенности в благополучном исходе дела.

Национальные чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей как к своей этнической общности, ее интересам, ценностям и формам жизни, так и к другим народам.

Национальные чувства долговечны и живучи. Они формируются в течение многих столетий на основе жизненных условий и исторического опыта народов. Эти чувства могут иметь как позитивный,

так и негативный оттенок. Положительный оттенок выражается в таких чувствах, как национальная гордость, патриотизм, любовь к своему народу, чувство дружбы и братства по отношению к другим

народам; негативный оттенок проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в состоянии отчужденности по отношению к другим народам и т.д.

Национальные традиции и привычки — это сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого.

Исторический опыт свидетельствует, что недостаточное знание национальных традиций, обычаев, привычек, вкусов нередко ведет к серьезным осложнениям в общении с представителями других этнических общностей. Значение национальных традиций, привычек, их содержание различны у разных народов. Так, у англичан ярко выражена потребность решать дела «согласно обычаю». Гиперболизируя, можно сказать, что если американец — раб стандарта, то англичанин — раб своих традиций. Традиции в Англии превращаются в фетиш, культ, их обожествляют, ими восхищаются. Англичане стремятся везде оставаться самими собой, сохранить в любых условиях свои привычки, вкусы, нравы,

обособленность, ассортимент блюд, комплекс некоторого превосходства, порой снисходительное отношение к другим.

Необходимо иметь в виду, что люди, как правило, весьма чувствительны к своим традициям, обычаям, вкусам, поэтому в общении целесообразно их не нарушать. Национальные традиции_ привычки проявляются не только в поступках, делах, одежде, стиле общения и т.д., но и в движениях, жестах и других еле заметных проявлениях. Это принципиально важно. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует ситуацию «свой» — «чужой» по едва уловимым проявлениям.

Межэтническое взаимодействие «это прежде всего разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств».

Взаимодействуя, представители различных этнических общностей, с одной стороны, изменяют свои собственные черты и качества, делая их несколько иными, непохожими на прежние, а с другой — превращают некоторые уникальные особенности каждой из них в нечто общее, в совместное достояние.

Выявить принадлежность данных особенностей только представителям одного этноса со временем становится проблематичным.

Можно выделить три основных вида этнического взаимодействия:

1. воздействие, т. е. преимущественно одностороннее, однонаправленное влияние одной общности на другую (другие), когда один этнос является активным, доминирующим, другой же – инертен, пассивен по отношению к данному воздействию (конкретными проявлениями могут быть принуждение, манипулирование и т.п.);

2. содействие, когда два или несколько этносов на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают единства в делах и намерениях; высшей формой содействия выступает сотрудничество;

3. противодействие, т.е. препятствие действиям, противоречие в позициях, блокирование усилий другого этноса или создание ему помех, а также активное противостояние, вплоть до военных действий;

Каждый из перечисленных типов взаимодействия не «одномерен», а имеет широкий спектр проявлений. Например, воздействие может варьироваться от жестко-тиранического до мягкого, учитывающего особенности объектов воздействия. Противодействие также может быть представлено гаммой проявлений от непримиримых противоречий до незначительных разногласий.

Геноцид (от греч. genos — род, племя и лат. caedere — убивать) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп.

В отличие от других видов насилия, геноцид осуществляется одним этносом над другим (другими), а значит, характеризуется не только большим количеством жертв, но и еще большим числом преступников.

Другой крайней формой проявления расовой и этнической дискриминации является сегрегация (от лат. segregatio — отделение), представляющая собой ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности. Сегрегация порождает у людей неуважение и презрение к другим народам, национальное высокомерие, чувство национальной отчужденности.

Любая этническая норма это требования к личности и специфическим малым группам (семья, род, община) со стороны этноса в целом. Одновременно это образец этнических суждений и (или) предписание поведения, действий, поступков, целесообразных и обязательных с точки зрения этноса.

Исследования показывают, что в наиболее стабильных сообществах человек чрезвычайно редко выступал против норм и правил, установленных в этносе, не стремился проявлять пренебрежение к этническим требованиям. Такой человек был органично вписан в свою общность, прочно «опутан» ее предписаниями, что в значительной степени способствовало возникновению чувства гармонии с окружающим, определенности

Во-вторых, наличие среди этнических норм всевозможных запретов, табу,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: