По уровню развития

а) слаборазвитые группы - это группы, находящиеся на началь­ном этапе своего существования. Их часто называют диффуз­ными. Это ассоциации, корпорации;

б) высокоразвитые группы - это группы давно созданные, от­личающиеся наличием единства целей и общих интересов, ус­тойчивой системы отношений, сплоченностью и так далее. Обыч­но их называют коллективами.

5.По значимости.

а) референтные (эталонные) группы - это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях. Это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу, нормы, ценности которой она признает, под­держивает, или считает самыми

лучшими. Тогда личность не только придерживается этих норм, но и отстаивает, защищает, а если надо и пропагандирует их. Но может быть и так, что лич­ность является членом одной группы, а считает идеалом ценнос­ти, взгляды, нормы другой группы. Иначе говоря, для личности эталоном служит другой образец. Например, подросток стремит­ся быть членом группы старших школьников или взрослых. Если же это ему не удается, то он подражает нормам поведения, бытующим у старших. Лучше всего, когда та группа, к которой человек реально принадлежит, в которой осуществляется его ос­новная деятельность, является для него референтной;

б) нереферентные группы (группы членства) - это группы, в которых люди реально состоят и трудятся.

6. По непосредственности взаимоотношений.

а) реальные группы (контактные) - это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Это фактически существующее значительное объединение лю­дей с реальными связями и взаимоотношениями его членов, с целями и задачами. Реальная группа может существовать крат­ковременно или длительно, быть численно большой или ма­лой. Она существует и функционирует как общность. Контакт­ная группа - это не арифметическая сумма отдельных лично­стей, где каждый сам по себе. Такая группа - сложное цело­стное образование, которое имеет свою внутреннюю структуру. Зависит она, прежде всего от деятельности, для осуществления которой объединились люди, от ее целей, задач, способа орга­низаций и так далее;

б) условные группы - общность людей, составленная номиналь­но. Условные группы выделяют и объединяют на основе какого- то общего признака (например, по возрасту, профессии, полу, национальности и так далее). Люди, которые оказываются вклю­ченными в большую условную группу, могут никогда не встре­чаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики. Например, спортивные журналисты решают образовать команду из лучших футболистов мира. Они отбирают звезд первой величины и объе­диняют их в списке. Игроки никогда не соберутся вместе, и команда никогда не будет выступать на соревновании. Но она составлена и условно существует. По такому же принципу выде­ляют возрастные категории детей - дошкольников, младших школь­ников, подростков, юношей для изучения

анатомо-физиологических, психических и других закономерностей и особенностей;

в) первичные группы - группы, в которых осуществляются по­стоянные личные непосредственные контакты между всеми людьми;

г) вторичные группы - это группы, состоящие из ряда первич­ных. В последних обычно нет постоянных личных контактов

между всеми людьми.

Психология малой группы

Это социально-психологические явления и процессы, возника­ющие и развивающиеся в малой группе. Малая группа - немного­численная группа людей (от 3 до 15), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработ­ке групповых норм и развитию групповых процессов. Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анали­за может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психологии. Она, как и всякая другая общность людей, объединена единством духовной жизни и психологии, имеющим свои собствен­ные особенности, которые функционируют в виде:

1. Взаимоотношений.

2. Групповых устремлений, мнений.

3. Групповых настроений.

4. Традиций.

Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах

В группах, коллективах существуют взаимоотношения.

Взаимоотношения - взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Взаимоот­ношения - отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу. При взаимоотношениях постоянно осуществляется «обрат­ная связь». Взаимоотношение реализуется в общении и через об­щение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, служит своеобразным содержанием общения.

Взаимоотношения (межличностные отношения) в малой груп­пе — это субъективные связи, возникающие в результате взаимо­действия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональ­ными переживаниями индивидов в них участвующих.

Система межличностных отношений в малой группе в силу своей внутренней психологической обусловленности и сложности скла­дывается порой стихийно, часто организационно не оформлена, особенно в началь­ный период. Между тем она чрезвычайно значима и должна очень пристально изучаться и осмысливаться, поскольку на основе меж­личностных отношений формируются не только все остальные компоненты малой группы, но и многие элементы их составляю­щие: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятель­ности; постоянные межличностные оценки, сопереживание и со­чувствие; психологическое соперничество и соревнование, подра­жание и самоутверждение.

Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.

1. Общественно-политические взаимоотношения - это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероп­риятий в группе.

2. Служебные взаимоотношения - это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятель­ности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.

Деловые (служебные) взаимоотношения создаются в ходе вы­полнения служебных, профессиональных обязанностей, регламенти­рованы официальным документом: инструкцией, уставом, постанов­лением, административным приказом (врач - медсестра - санитар­ка). Официальным документам определены обязанности каждого из них. Лицу, занявшему ту или иную должность, надлежит выпол­нять определенную работу, а также устанавливать вытекающие из служебных обязанностей деловые контакты. Психологическими ис­следованиями установлено несколько видов деловой зависимости:

1) деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько членов группы, коллектива имеют одинаковые права и обязанности и выполняют одинаковые функции (две медсестры, два врача и т.п.);

деловые отношения подчинения. В медицине: принцип су­бординации - принцип должностного подчинения младшего по должности старшему, основанный на взаимопонимании, взаимоува­жении, взаимопомощи, взаимовыручки, психологической совмести­мости (медсестра - врач, санитарка - медсестра). Принцип су­бординации - является стержнем в работе медицинского кол­лектива. Взаимоотношения людей, работающих вместе, их связи и контакты очень сложны, многоплановы. В любом медицинском кол­лективе есть люди опытные и менее опытные, более и менее зна­ющие и более и менее способные.

2) Воспитанный человек не по­зволит себе подчеркнуть свое превосходство. Нескромность люди прощают труднее, чем многие другие недостатки, так как кто воз­вышает себя, тот сознательно или бессознательно принижает дру­гих. Внеслужебные (личные) взаимоотношения - это отноше­ния, складывающиеся между членами малой группы вне их слу­жебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в про­цессе совместного отдыха и так далее.

Принцип сплоченности членов группы - предполагает формиро­вание у всех членов чувства взаимопомощи, поддержки, взаимодей­ствия, взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко це­нить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и

►Групповое мнение - это совокупность оценочных суждений,

в которых выражается общее или преобладающее отношение чле­нов малой группы к определенным фактам, событиям «ли явлени­ям, имеющих место как внутри нее, так и за ее пределами. Груп­повое мнение выступает показателем развитости группы, ее спло­ченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в неко­торых случаях и идеологической направленности ее психологии. Групповое мнение выполняет определенные функции:

► информационную, показывающую на каком этапе своего раз­вития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и так далее;

► функцию воздействия, посредством которой оказывается вли­яние на всех членов группы и в интересах совместной дея­тельности, выработки общих мнений и суждений и так далее;

► оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходя­щим внутри малой группы и вне ее.

Эффективность группового мнения объясняется:

а) сочетанием убеждения и психологического принуждения, в ко­торых в концентрированном виде выражаются разум, чувства и воля всех членов группы;

б) оперативностью в реакции на события, систематичностью, глас­ностью и неотвратимостью оценок поступков личности со сто­роны членов группы;

в) способностью ряда групповых суждений превращаться в оце­ночные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики.

В процессе своего формирования групповое мнение проходит три этапа:

1. Выяснение и изучение индивидуальных мнений.

2. Выработка правильных оценочных суждений.

3. Обобщение и объединение мнений.

Образование и развитие малых групп

Образование и развитие малой группы обычно включает не­сколько стадий:

Первая стадия - является периодом появления зачатков сис­темы межличностных отношений, началом формирования группово­го самосознания.

На второй стадии - отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет процесс формирования груп­повых норм и традиций, начинает функционировать общее мнения, групповые настроения и атмосфера в группе способствует решению совместных задач, проявляется слаженность в действиях ее членов.

На третьей стадии - группа полностью консолидируется, ста­новится общностью с ярко выраженным чувством «мы», всеми под­держиваемыми групповыми целыми и интересами, направленными на конкретный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство.

Психологические процессы в малой группе:

1. Принятие решений.

2. Групповое давление.

3. Конфликт.

В своей жизнедеятельности группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех перечисленных действий составляет процесс принятия группового решения.

Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. Если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется, оказыва­ется психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление. Функции такого давления: 1) стремле­ние обеспечить достижение групповых целей; 2) сохранение группы как целого; 3) разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться; 4) опреде­ление ими своего отношения к социальному окружению.

Конфликт - это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в межличностных отношениях между членами группы. Обычно к ним приводят следующие причины:

1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы;

2) присутствие противоборства между различными людьми (ру­ководителем и неформальными лидерами, неформальными мик­рогруппами);

3) появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств, как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы.

Личность и группа

В социальной психологии проблема лидерства занимает одно из важных мест. В любой группе выделяется руководитель, лидер. Без лидера ни одна группа существовать не может.

Лидер (от англ. - «ведущий») - член группы, за которым она признает преимущество в статусе и право принимать реше­ния в значимых для нее ситуациях. Лидера можно определить как личность, способную объединить людей ради достижения какой-либо цели.

В группе могут быть как официальные, так и неофициальные лидеры. Неофициальный лидер оказывает заметное влияние на товарищей благодаря своим определенным, личным качествам, в большинстве случаев положительное (оно бывает и отрицатель­ное). Как правило, все лидеры превосходят других членов группы, по крайней мере, в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятельности, но конкретные качества зависят от кол­лективных целей, традиций и вида совместной деятельности.

Если руководство - это процесс внешней социальной орга­низации и управления общением и деятельностью членов группы, то лидерство - процесс ее внутренней социальной, психологиче­ской самоорганизации и самоуправления.

Положение авторитетного лидера заметно влияет на психоло­гию всей группы.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих т.д.);

3) политический тип лидерства (государственные, обществен­ные деятели).

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в пер­воочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного про­жектерства, достаточно точно рассчитывать сроки решения задач.

Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охваты­вал

охваты­вал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для определения этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль иг­рает доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий.

Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Личностные качества лидера:

► интеллигентность в вербальном и символическом планах;

► инициативность, то есть способность направлять активность;

► уверенность в себе - благоприятная самооценка;

►привязанность к сотрудникам;

► решительность;

► зрелость;

► мотивационные способности.

В зависимости от определяющих функций выделяют следую­щие виды лидеров:

Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно дей­ствует.

Лидер-творец. Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут пока­заться неразрешимыми, даже опасными. Не командует, а лишь при­глашает к обсуждению.

Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет на встречу опасности или неизвестности, без колеба­ния вступает в борьбу.

Лидер-дипломат. Он опирается на превосходное знание си­туации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и по­этому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.

Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов под­держать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доб­рожелательно.

Чем отличается лидер от руководителя?

Неформальный лидер выдвигается «снизу», а руководитель на­значается официально, извне и ему требуются официальные пол­номочия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: