а) слаборазвитые группы - это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Их часто называют диффузными. Это ассоциации, корпорации;
б) высокоразвитые группы - это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы отношений, сплоченностью и так далее. Обычно их называют коллективами.
5.По значимости.
а) референтные (эталонные) группы - это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях. Это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу, нормы, ценности которой она признает, поддерживает, или считает самыми
лучшими. Тогда личность не только придерживается этих норм, но и отстаивает, защищает, а если надо и пропагандирует их. Но может быть и так, что личность является членом одной группы, а считает идеалом ценности, взгляды, нормы другой группы. Иначе говоря, для личности эталоном служит другой образец. Например, подросток стремится быть членом группы старших школьников или взрослых. Если же это ему не удается, то он подражает нормам поведения, бытующим у старших. Лучше всего, когда та группа, к которой человек реально принадлежит, в которой осуществляется его основная деятельность, является для него референтной;
|
|
б) нереферентные группы (группы членства) - это группы, в которых люди реально состоят и трудятся.
6. По непосредственности взаимоотношений.
а) реальные группы (контактные) - это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Это фактически существующее значительное объединение людей с реальными связями и взаимоотношениями его членов, с целями и задачами. Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть численно большой или малой. Она существует и функционирует как общность. Контактная группа - это не арифметическая сумма отдельных личностей, где каждый сам по себе. Такая группа - сложное целостное образование, которое имеет свою внутреннюю структуру. Зависит она, прежде всего от деятельности, для осуществления которой объединились люди, от ее целей, задач, способа организаций и так далее;
б) условные группы - общность людей, составленная номинально. Условные группы выделяют и объединяют на основе какого- то общего признака (например, по возрасту, профессии, полу, национальности и так далее). Люди, которые оказываются включенными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики. Например, спортивные журналисты решают образовать команду из лучших футболистов мира. Они отбирают звезд первой величины и объединяют их в списке. Игроки никогда не соберутся вместе, и команда никогда не будет выступать на соревновании. Но она составлена и условно существует. По такому же принципу выделяют возрастные категории детей - дошкольников, младших школьников, подростков, юношей для изучения
|
|
анатомо-физиологических, психических и других закономерностей и особенностей;
в) первичные группы - группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между всеми людьми;
г) вторичные группы - это группы, состоящие из ряда первичных. В последних обычно нет постоянных личных контактов
между всеми людьми.
Психология малой группы
Это социально-психологические явления и процессы, возникающие и развивающиеся в малой группе. Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психологии. Она, как и всякая другая общность людей, объединена единством духовной жизни и психологии, имеющим свои собственные особенности, которые функционируют в виде:
1. Взаимоотношений.
2. Групповых устремлений, мнений.
3. Групповых настроений.
4. Традиций.
Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
В группах, коллективах существуют взаимоотношения.
Взаимоотношения - взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Взаимоотношения - отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу. При взаимоотношениях постоянно осуществляется «обратная связь». Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, служит своеобразным содержанием общения.
Взаимоотношения (межличностные отношения) в малой группе — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.
Система межличностных отношений в малой группе в силу своей внутренней психологической обусловленности и сложности складывается порой стихийно, часто организационно не оформлена, особенно в начальный период. Между тем она чрезвычайно значима и должна очень пристально изучаться и осмысливаться, поскольку на основе межличностных отношений формируются не только все остальные компоненты малой группы, но и многие элементы их составляющие: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживание и сочувствие; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение.
Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.
1. Общественно-политические взаимоотношения - это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе.
2. Служебные взаимоотношения - это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.
Деловые (служебные) взаимоотношения создаются в ходе выполнения служебных, профессиональных обязанностей, регламентированы официальным документом: инструкцией, уставом, постановлением, административным приказом (врач - медсестра - санитарка). Официальным документам определены обязанности каждого из них. Лицу, занявшему ту или иную должность, надлежит выполнять определенную работу, а также устанавливать вытекающие из служебных обязанностей деловые контакты. Психологическими исследованиями установлено несколько видов деловой зависимости:
|
|
1) деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько членов группы, коллектива имеют одинаковые права и обязанности и выполняют одинаковые функции (две медсестры, два врача и т.п.);
деловые отношения подчинения. В медицине: принцип субординации - принцип должностного подчинения младшего по должности старшему, основанный на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимопомощи, взаимовыручки, психологической совместимости (медсестра - врач, санитарка - медсестра). Принцип субординации - является стержнем в работе медицинского коллектива. Взаимоотношения людей, работающих вместе, их связи и контакты очень сложны, многоплановы. В любом медицинском коллективе есть люди опытные и менее опытные, более и менее знающие и более и менее способные.
2) Воспитанный человек не позволит себе подчеркнуть свое превосходство. Нескромность люди прощают труднее, чем многие другие недостатки, так как кто возвышает себя, тот сознательно или бессознательно принижает других. Внеслужебные (личные) взаимоотношения - это отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и так далее.
Принцип сплоченности членов группы - предполагает формирование у всех членов чувства взаимопомощи, поддержки, взаимодействия, взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и
►Групповое мнение - это совокупность оценочных суждений,
в которых выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы к определенным фактам, событиям «ли явлениям, имеющих место как внутри нее, так и за ее пределами. Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии. Групповое мнение выполняет определенные функции:
|
|
► информационную, показывающую на каком этапе своего развития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и так далее;
► функцию воздействия, посредством которой оказывается влияние на всех членов группы и в интересах совместной деятельности, выработки общих мнений и суждений и так далее;
► оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее.
Эффективность группового мнения объясняется:
а) сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувства и воля всех членов группы;
б) оперативностью в реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы;
в) способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики.
В процессе своего формирования групповое мнение проходит три этапа:
1. Выяснение и изучение индивидуальных мнений.
2. Выработка правильных оценочных суждений.
3. Обобщение и объединение мнений.
Образование и развитие малых групп
Образование и развитие малой группы обычно включает несколько стадий:
Первая стадия - является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания.
На второй стадии - отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет процесс формирования групповых норм и традиций, начинает функционировать общее мнения, групповые настроения и атмосфера в группе способствует решению совместных задач, проявляется слаженность в действиях ее членов.
На третьей стадии - группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», всеми поддерживаемыми групповыми целыми и интересами, направленными на конкретный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство.
Психологические процессы в малой группе:
1. Принятие решений.
2. Групповое давление.
3. Конфликт.
В своей жизнедеятельности группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех перечисленных действий составляет процесс принятия группового решения.
Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. Если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление. Функции такого давления: 1) стремление обеспечить достижение групповых целей; 2) сохранение группы как целого; 3) разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться; 4) определение ими своего отношения к социальному окружению.
Конфликт - это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в межличностных отношениях между членами группы. Обычно к ним приводят следующие причины:
1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы;
2) присутствие противоборства между различными людьми (руководителем и неформальными лидерами, неформальными микрогруппами);
3) появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств, как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы.
Личность и группа
В социальной психологии проблема лидерства занимает одно из важных мест. В любой группе выделяется руководитель, лидер. Без лидера ни одна группа существовать не может.
Лидер (от англ. - «ведущий») - член группы, за которым она признает преимущество в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Лидера можно определить как личность, способную объединить людей ради достижения какой-либо цели.
В группе могут быть как официальные, так и неофициальные лидеры. Неофициальный лидер оказывает заметное влияние на товарищей благодаря своим определенным, личным качествам, в большинстве случаев положительное (оно бывает и отрицательное). Как правило, все лидеры превосходят других членов группы, по крайней мере, в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятельности, но конкретные качества зависят от коллективных целей, традиций и вида совместной деятельности.
Если руководство - это процесс внешней социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, то лидерство - процесс ее внутренней социальной, психологической самоорганизации и самоуправления.
Положение авторитетного лидера заметно влияет на психологию всей группы.
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих т.д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитывать сроки решения задач.
Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал
охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для определения этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».
Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий.
Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Личностные качества лидера:
► интеллигентность в вербальном и символическом планах;
► инициативность, то есть способность направлять активность;
► уверенность в себе - благоприятная самооценка;
►привязанность к сотрудникам;
► решительность;
► зрелость;
► мотивационные способности.
В зависимости от определяющих функций выделяют следующие виды лидеров:
Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует.
Лидер-творец. Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми, даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению.
Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет на встречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу.
Лидер-дипломат. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.
Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно.
Чем отличается лидер от руководителя?
Неформальный лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается официально, извне и ему требуются официальные полномочия.