Методы воспитания выносливости

Основными методами развития общей выносливости являют­ся:

1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;

2) метод повторного интервального упражнения;

3) метод круговой тренировки;

4) игро­вой метод;

5) соревновательный метод.

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости в процессе физического воспитания детей 7—17 лет.

№ п/п Метод Нагрузка Отдых Упражнение (средство)
    Число повторений Длительность Интенсивность    
  Слитного (непрерывного) упражнения   Не менее чем 5—10 мин (I-IVioi.), 10—15 мин (V—1Хкл.), 15—25 мин (X-XI кл.) Умеренная и переменная ЧСС во время работы от 120-130 до 160— 170 уд./мин Без пауз Ходьба, бег, передвижения на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку и др.
  Повторного интервального упражнения 3—4 (при хорошей подготовке больше) 1—2 мин (для начинающих), 3—4 мин (для достаточно тренированных) Субмаксималь­ная ЧСС от 120-140 в начале до 170— 180уд./мин Активный (бег трусцой, ходьба), неполный То же
  Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы Число кругов (1-3) Время прохож­дения круга от 5 до 10 мин, длительность работы на одной станции 30—60 с Умеренная ; или большая Без пауз Повторный максимум (ПМ) каждого упраж­нения (индивидуально): 1/2—1/3 ПМ (в начале), 2/3-3/4 ПМ (через несколько месяцев занятий)
  Круговая Число 5—12 мин, Субмаксималь- Отдых между Бег, многоскоки, при-
  тренировка кругов длительность ная перемен- станциями седания, отжимания
  в режиме 0-2) работы на одной ная 30—60 с; в упоре, подтягивания
  интервальной   станции 30—45 с   отдых между в висе, упражнения
  работы       кругами 3 мин с набивным мячом
            на гимнастической
            стенке и т.д.
  Игровой   Не менее Переменная Без пауз Подвижные
      5—10 мин     и спортивные игры типа
            «Два мороза», «Мяч
            капитану», «Охотники
            и утки», «Мини-
            баскетбол» и т.п.
  Соревнователь-   В соответствии Максимальная Без пауз 6- или 12-минутный бег,
  ный (проводить с требованиями     бег на 600—800 м
    не чаще программы     (1-4 кл.),
    4 раз в год)       1000-1500 м
            (5-9кл.),
            2000-3000 м (10-11 кл.)

Для развития специальной выносливости применяются:

1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);

2) методы интервального прерывного упражне­ния (интервальный и повторный);

3) соревновательный и игро­вой методы.

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максималь­ной интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последователь­ным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, тем­па, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозирован­ными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как пра­вило, интервал отдыха между упражнениями 1—3 мин (иногда по 15—30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-ана­эробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интерваль­ной работы. Обычно в круг включается 6—10 упражнений («стан­ций»), которые занимающийся проходит от ] до 3 раз.

Соревновательный метод предусматривает выполнение упраж­нений в форме соревнований.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в про­цессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: