Функциональной готовности спортсменов
Тестирование в диагностике физической работоспособности и
Оценка реакции организма на то или иное воздействие физической нагрузки (входное) ведется по данным измерения показателей, характеризующих деятельность организма. В качестве выходных сигналов (показателей) обычно используются наиболее информативные физические величины, регистрация которых представляет наименьшие трудности (например, ЧСС, частота дыхания, АД, и др.)
Очень важен вопрос аппаратурного обеспечения. Различают следующие виды входных воздействий:
А) физическая нагрузка (приседание, подскок, бег на месте и многие другие);
Б) изменение положения тела в пространстве;
В) натуживание;
Г) изменение газового состава вдыхаемого воздуха;
Д) медикаментозные средства.
Определение максимального потребления кислорода (МПК)
- прямое определение, при котором достигается индивидуальный максимальный транспорт кислорода;
- непрямое определение МПК - при помощи косвенных расчетов, основанных на данных полученных в процессе выполнения непредельных нагрузок.
|
|
Индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ)
Количественно оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. Физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку высотой 50 см, время 5 мин., частота восхождений 30 раз в минуту, если человек не в состоянии выполнить работу, то фиксируется время, когда он ее прекратил. Функциональная готовность оценивается путем подсчета ЧСС, которая регистрируется сидя на 2, 3 и 4-й минуте восстановления, при этом подсчитывается сумма ЧСС за первые 30 с. каждой минуты по следующей форме:
где Т – 300 секунд;
f – ЧСС на 2, 3, 4-й минуте восстановления
Оценка общей физической работоспособности и выносливости тестируемых определяется:
плохая | ниже средней | средняя | хорошая | отличная |
< 55 | 55 - 64 | 65 - 79 | 80 - 89 | >90 |
Таким образом, знание теоретических основ ВПК, умение использовать простейшие методы исследования состояния ведущих органов и систем, отражающих степень воздействия физических упражнений, позволит правильно организовывать и проводить различные мероприятия по ФП и эффективно использовать ее результаты в процессе учебной и служебно-профессиональной деятельности.