Краткий исторический обзор. Глава 5. Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей

Глава 5. Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей

Структура и содержание

«Наставления по физической подготовке сотрудников ОВД»

«Наставление по физической подготовке сотрудников ОВД» (НФП-96) введено в действие приказом МВД № 412 от 29 июля 1996 года и определяет содержание и организацию процесса физического совершенствования в ВУЗах и учреждениях МВД. Этим же Наставлением руководствуются в ВУЗах и учреждениях МЧС.

По структуре НФП-96 имеет 15 глав и 6 приложений. В 1-й главе отражены общие положения, во 2-й – общие и специальные задачи, в 3-й – организационно-методические указания, в 4-й – планирование, учет и отчетность, в 5-й – формы ФП, в 6-й – физкультурно-спортивная работа, в 7-й – прикладная гимнастика, в 8-й – легкая атлетика, в 9-й – ускоренное передвижение (марш-бросок), в 10-й – преодоление препятствий, в 11-й – боевые приемы борьбы, в 12-й – лыжная подготовка, в 13-й – плавание и переправы вплавь, в 14-й – оценка физической подготовки, в 15-й – организация вступительных экзаменов по ФП в образовательных учреждениях МВД России.

Приложения отражают следующие документы:

1-учебный план по ФП;

2-сводный протокол сдачи нормативов по ФП;

3-описание формы одежды для ФП;

4-нормативы по общим упражнениям для рядового и начальствующего состава ОВД;

5-нормативы по служебно-прикладным упражнениям для рядового и начальствующего состава ОВД;

6-нормативы по ФП для абитуриентов.

Особо хотелось бы отметить некоторые аспекты 14-й главы, определяющей содержание и порядок оценки ФП. Необходимо знать, что уровень физической подготовленности сотрудников определяется в конце календарного года, в ВУЗах - в конце семестров и учебного года; сотрудники, освобожденные по состоянию здоровья от занятий и входящие в группу ЛФК и женщины старше 40 лет к проверке по ФП не привлекаются.

Содержание проверки определяется включением в нее не менее 2-х общеразвивающих упражнений и не менее одного – служебно-прикладного.

В данной главе определена процедура проверки и регламентированы условия окружающей среды. Так, сдача контрольных упражнений на лыжах не допускается при температуре воздуха ниже минус 25 градусов «С»; при ветре 5 м/с - минус 23 градуса «С», при 10-15 м/с – минус 15 градусов «С».

Оценка индивидуальной физической подготовленности сотрудника складывается из оценок по отдельным контрольным упражнениям и боевым приемам борьбы и определяется:

«ОТЛИЧНО» - если более половины отличных оценок, а остальные «хорошо»;

«ХОРОШО» - если более половины отличных и хороших оценок, а остальные «удовлетворительно»;

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - если более половины удовлетворительных оценок при отсутствии неудовлетворительных; если получена одна неудовлетворительная оценка, а по всем специальным упражнениям положительные оценки (в том числе одна - не ниже «хорошо»).

Оценка по ФП органу (подразделению) внутренних дел складывается из оценок, полученных всеми проверяемыми сотрудниками, и определяется:

«ОТЛИЧНО» – если получено 90% положительных оценок, из них более половины – «отлично»;

«ХОРОШО» – если получено 80% положительных оценок, из них более половины хороших и отличных;

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» – если получено 70% положительных оценок.

Органу (подразделению) внутренних дел оценка по ФП может быть снижена на один бал, если 30% и более сотрудников от списочного состава освобождены от ФП по состоянию здоровья и включены в группу ЛФК.

Определение сущности физической культуры необходимо тесно увязывать с родовым понятием “культура”, которое в переводе с латинского языка означает “возделывание”, ”обрабатывание”. Появление культуры, философы и историки связывают с изготовлением орудий труда и использованием продукта труда. Вероятно, необходимость подготовки к трудовой деятельности обусловила появление определенных движений, действий, существенно повышающую ее эффективность. Это были зачатки культуры (т.е. того, что связанно с активной и целенаправленной деятельностью человека), которые отражали сферу подготовки собственно человека, его телесных качеств, необходимых для успешного труда.

5.1 Физическая культура как вид культуры:

ФК – это часть общей культуры общества и представляет совокупность материальных и духовных ценностей, достигнутых человечеством, и используемых для своего целенаправленного физического совершенствования. В свою очередь, физическое совершенствование понимается как процесс улучшения физического состояния человека, которое обусловлено совокупностью показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.

Наиболее существенное, а главное – специфическое, влияние физические упражнения оказывают на физическую подготовленность. Это проявляется в повышении уровня развития физических качеств, упрочнении двигательных навыков и расширении их содержательного аспекта. Именно физические упражнения (в сочетании гигиеническими и экологическими – солнце, воздух и вода – факторами) являются основным средством ФК.

Известно, что особую роль в истории человечества сыграл труд (трудовая деятельность) как основа воспроизводства и дальнейшего непрерывного развития общества. Именно трудовая деятельность человека явила собой объективную предпосылку зарождения ФК. Охота, земледелие, ремесло и другие, жизненно важные занятия требовали определенного напряжения физических сил и проявления многих двигательных умений и навыков. Часто, отправляясь на охоту, люди изображали на земле, силуэт животного и стреляли по нему из лука или наносили удары дубиной, копьем. Вероятно обрядовые танцы перед охотой (сражением с соседним племенем) включали действия, движения схожие с предстоящей реальностью. По всей видимости, так были рождены физические упражнения и способы их систематического использования, т.е. процесс физического воспитания, особенно молодых охотников и воинов.

В родовом обществе, воспитание, трудовая деятельность, обрядовые праздники и т.п. носили ярко выраженный коллективный характер, что помогало людям переносить суровые условия бытия. С усложнением средств производства, технологии земледелия, скотоводства и ремесла, а также с повышением роли военной организации общины, физические упражнения, обрядовые игры постепенно превращались в важное средство воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание, осуществлялось в тесной связи с другими видами воспитания – трудовым, воинским, бытовым и т.п. Оно в родовом обществе носило бесклассовый характер и распространялось на всех его членов. Наивысшего рассвета ФК древних времён достигла в период между 8 – 4 в.в. до н.э. Всем известны спартанская и афинская школы физического воспитания. Они во многом определили основные постулаты физического воспитания. Более подробно об истории ФК, в том числе и в античный период, можно прочитать в книгах, приведённых в списке литературы (Л.Репин, 1980, В.Столбов, 1989).

Отметим, что важную роль в общественной жизни играла ФК, которая состояла из двух составных частей: общего физического воспитания, гимнастики (аналог в современности – массовый спорт, рекреационная ФК, физкультурное движение и т.п.) и специальной подготовки и непосредственного участия в состязаниях - агонистика. Всем известен самый знаменитый огон (состязание, праздник) Древней Греции – Олимпийские игры, которые зародились в 776 г. до н.э. Истории известны и такие игры как Истмийские, Немейские, Пифийские и некоторые другие. К концу IV в. н.э. кризис рабовладельческой системы приводит к разложению всей античной культуры. Расширение и усиление влияния христианской религии, боровшейся против языческой веры и проповедовавшей аскетизм, повлекло за собой прекращение Олимпийских праздников. А в 394 г. император Феодосий I запретил своим эдиктом Олимпийские игры.

В средневековый период господствовала феодальная общественно- экономическая формация. В странах Европы во время развитого феодализма в основном сформировалась система военно-физической подготовки, которая отражала классовый характер ФК и её военно-прикладную направленность. В незначительной степени, но совершенствуется и физическое воспитание народных масс, где проявляется достаточно прочная его связь с трудом, трудовым обучением и воспитанием.

Волна буржуазных революций, прокатившаяся по миру в 17 – 19 в.в., дала мощнейший толчок промышленному прогрессу и росту новых достижений в области науки, искусства и культуры, в том числе и физической. В первый период новой истории сформировались педагогические основы и организационно – методические концепции различных систем ФК буржуазного общества.

Широкую известность приобрела сокольская гимнастика (по имени чешского клуба «Сокол», где она зародилась в 60-х г.г. XIX в.). Большое внимание воспитанию молодежи уделялось в скаутских отрядах, возникших в Англии на рубеже XIX-XX в.в. по инициативе генерала Пауэла. С 1870 г. в США вводятся занятия спортом, играми и гимнастикой в христианских молодежных организациях.

После победы Октябрьского переворота в России в 1917 г. существенно изменился мир, – он вступил в новую общественно – экономическую формацию. Было создано государство, впервые провозгласившее, что забота о здоровье своего народа является одной из первейших обязанностей. Так народность (массовость, демократичность, равнодоступность) второй раз в истории человечества стала основной чертой ФК, т.е. она не решает чьи-либо отдельные классовые интересы, а направлена на каждого члена общества в равной степени.

ФК превратилась в одно из средств идеологической работы правящей партии, коммунистического воспитания, повышения общей культуры советского народа. Оздоровительные и воспитательные задачи ФК, как общегосударственной концепции, были сформулированы в третьей программе партии на 22 съезде КПСС: необходимо воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В стране много делалось, чтобы ФК действительно вошла в жизнь каждого человека. И много было реально достигнуто в этом плане. Неоспоримыми стали успехи советских спортсменов на Олимпийских играх, первенствах мира и других крупнейших международных состязаниях. Расширилось и окрепло массовое физкультурное движение в СССР.

Однако ФК, как и страна в целом, была заложником заиделогизированного общества, где идеология часто была не «надстройкой», а «базисом», где экономические законы нередко подменялись мнением «высокого» начальства. Поэтому советская ФК преподносилась как более прогрессивная, чем в других (капиталистических) странах. Хотя во многих позициях система физ. воспитания действительно выглядит предпочтительнее, чем в странах Запада: наличие широкой сети специализированных (бесплатных) детских спортивных школ, секций, спортивно-оздоровительных лагерей и т.п.; система массовых спортивных соревнований людей различного возраста и их научно-методическое и медицинское обеспечение. И отдельно необходимо отметить, что за годы Советской власти в стране была создана такая ситуация, что ФК реально стала одним из средств формирования всесторонне развитой личности. Да, здесь много идеологической мишуры, «дутых» цифр массовости физкультурников, гипертрофирования роли и места ФК в жизни общества, но факт остаётся фактом: миллионы людей считают занятия физ. упражнениями, туризмом, спортом (в плане рекреации) обязательным элементом своего распорядка жизни. ФК представляет для этих людей действительно общечеловеческую ценность, сформировавшуюся в течение всей истории нашей цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: