Понятие о врачебно- педагогическом контроле за физической подготовкой

Глава 3. Врачебно-педагогический контроль за физической подготовкой

Особенности методики проведения учебных занятий по различным разделам физической подготовки

Занятия по ФП организуются и проводятся по следующим разделам: прикладная гимнастика, легкая атлетика, уско­ренное передвижение (марш-бросок), преодоление препятствий, бое­вые приемы борьбы, лыжная подготовка и плавание и переправы вплавь.

Основное содержание раздела «Прикладная гимнастика»: подтя­гивание и подъем переворотом на перекладине, поднимание ног к пе­рекладине, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях и др. Особенностью является организация силовой тренировки на сна­рядах, тренажерах и применения в каждом занятии упражнений на внезапность, быстроту действий, требующих проявления скоростно-силовых способностей.

Легкая атлетика. Содержание: бег на короткие (100,200.400 м), на средние (800.1000,1500 м) и длинные (3000,5000,10000 м) дис­танции.

Обучение технике выполнения данных упраж­нений проводится преимущественно методом «разучивания в целом». Перед отработкой техники бега на короткие, средние и длинные дистанции, метания гранаты, толкания ядра и прыжков проводится дополнительная разминка.

Ускоренное передвижение (марш-бросок) на 6, 10 км. Особенность: проводится на пересеченной местности (по возможности в обмунди­ровании с оружием и снаряжением). Осуществляя подготовку к марш-броску, необходимо наращивать нагрузку от одного занятия к другому путем постепенного увеличения дистанции и ее отрезков, преодолеваемых бегом, путем усложнения маршрута движений и т.п.;

Преодоление препятствий. Особенность: занятия проводятся на специально оборудованных полосах препятствия и на местности, име­ющей естественные препятствия и заграждения. Обучение преодолению препятствий производится в начале без оружия, затем с оружием, а тренировка - с постепенным увеличением веса выкладки, усложнением условий преодоления препятствий.

Боевые приемы борьбы. Занятия проводятся как в зале со спе­циальным покрытием, оборудованном боксерскими и борцовскими сна­рядами, так и на специально подготовленной яме с песком и опилками, на местности, а также в условиях, моделирующих определенную оперативную обстановку. Во избежание травм при проведении занятий особое внимание уделяется подготовке мест занятий, орга­низма обучаемых к выполнению приемов, дисциплине занимающихся. Болевые приемы при обучении выполняются плавно, без рывков и по сигналу партнера (хлопками по телу или голосом - «Есть») немед­ленно прекращаются. Броски проводятся от середины к краям ковра. Разучивание приемов самостраховки и страховки осуществляется на первых занятиях, а в дальнейшем они постоянно совершенствуются. Обучение приемам ведется в парах, примерно равными по росту и ве­су. Приемы и действия, связанные с выполнением ударов, бросков и болевых приемов изучаются и совершенствуются в обе стороны, пра­вой и левой конечностями сначала в медленном, а затем в быстром темпе. При обучении приемам обезоруживания на занятиях использу­ются макеты ножей, пистолетов, автоматов и других предметов.

Лыжная подготовка. Особенности: на первом занятии руководи­тель проверяет умение личного состава ходить на лыжах. С не умею­щими ходить на лыжах первые 2-3 занятия проводятся отдельно. Для обучения лыжным ходам выбирается защищенная от ветра ровная пло­щадка (размером примерно 50 х 80 м), на которой в 5-10 м одна от другой прокладываются две замкнутые лыжни. Движение по лыжням производится в одном направлении.

Плавание и переправы вплавь. Занятия проводятся на специаль­но оборудованных водоемах, водных станциях, в крытых и открытых бассейнах при t° воды не ниже +17°С. На первых занятиях по плава­нию так же как и при проведении лыжной подготовки проверяется умение плавать и личный состав делят на три группы:

· первая группа - не умеющая плавать, не проплывающие 25 м;

· вторая группа - умеющая плавать, проплывающие 25 м, но не владеющие одним из наиболее выгодных в служебно-прикладном отно­шении способов плавания (на боку, брасс);

· третья группа - наиболее подготовленные пловцы, владеющие одним из указанных способов и проплывающие не менее 200 м.

Физические упражнения воздействуя на организм человека, выводят его из состояния гомеостаза (постоянства и устойчивости внутренней среды). Благодаря различным реакциям органов и систем организм после прекращения выполнения физических упражнений возвращается в гомеостатическое состояние. Поэтому для правильной организации и проведения занятий по ФП знание физиологических закономерностей деятельности организма при занятиях физическими упражнениями и основных методов оценки его реакции совершенно необходимо. Это касается не только специалистов в области ФП, но и всех, кто имеет к ней какое-либо отношение (кто занимается самостоятельно, кто организует, кто руководит процессом ФП).

Курсанты, в будущем офицеры МЧС, имеют к процессу ФП самое прямое отношение. Следовательно, они должны необходимым минимумом знаний в области регулирования физических нагрузок и определения реакции организма в процессе занятий ФП.

Врачебно- педагогический контроль (ВПК) является важной составной частью врачебного наблюдения за здоровьем людей, занимающихся физической культурой или её прикладной формой- физической подготовкой. Он обуславливает совершенствование процесса физического воспитания и спортивной тренировки в целях оптимизации оздоровительной направленности и усиления тренировочного воздействия занятий физическими упражнениями.

ВПК представляет собой совокупность мероприятий, позволяющих оценить эффективность занятий ФП на организм занимающихся и проводится специалистами по ФП совместно с представителями медицинской службы. Отдельные мероприятия по ВПК могут осуществляется командирами (начальниками) всех уровней и самими занимающимися.

Цель ВПК заключается в обеспечении улучшения физического состояния занимающихся, которые объединяет физическое развитие, функциональное состояние и физическую подготовленность человека.

Для достижения этой цели необходимо в процессе ВПК решить задачи медицинского обеспечения ФП, которые конкретизируются в следующих аспектах:

· определение адекватности физической нагрузки на различных формах ФП уровню физического развития, функционального состояния и физической подготовленности курсантов;

· оценка динамики различных показателей физического состояния занимающихся в течение семестра, учебного года;

· предупреждение травматизма.

О первых двух направлениях мы еще будем вести речь в последующих учебных вопросах лекции, а сейчас отметим основные составляющие профилактики травматизма:

· следить за исправностью спортивных снарядов, сооружений, тренажеров, спортивной обуви и одежды;

· соблюдать правильную методику и рациональную организацию занятий;

· поддерживать на занятиях твердую дисциплину и соблюдение требований к выполнению физических упражнений и правил спортивных соревнований;

· оказывать грамотную страховку и помощь при выполнении сложных упражнений;

· осуществлять контроль за состоянием занимающихся;

  • проводить разъяснительно-пропагандистскую работу о необходимости и важности профилактической работы по предупреждению травматизма на занятия по ФП.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: