Глава 3. Врачебно-педагогический контроль за физической подготовкой
Особенности методики проведения учебных занятий по различным разделам физической подготовки
Занятия по ФП организуются и проводятся по следующим разделам: прикладная гимнастика, легкая атлетика, ускоренное передвижение (марш-бросок), преодоление препятствий, боевые приемы борьбы, лыжная подготовка и плавание и переправы вплавь.
Основное содержание раздела «Прикладная гимнастика»: подтягивание и подъем переворотом на перекладине, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях и др. Особенностью является организация силовой тренировки на снарядах, тренажерах и применения в каждом занятии упражнений на внезапность, быстроту действий, требующих проявления скоростно-силовых способностей.
Легкая атлетика. Содержание: бег на короткие (100,200.400 м), на средние (800.1000,1500 м) и длинные (3000,5000,10000 м) дистанции.
Обучение технике выполнения данных упражнений проводится преимущественно методом «разучивания в целом». Перед отработкой техники бега на короткие, средние и длинные дистанции, метания гранаты, толкания ядра и прыжков проводится дополнительная разминка.
Ускоренное передвижение (марш-бросок) на 6, 10 км. Особенность: проводится на пересеченной местности (по возможности в обмундировании с оружием и снаряжением). Осуществляя подготовку к марш-броску, необходимо наращивать нагрузку от одного занятия к другому путем постепенного увеличения дистанции и ее отрезков, преодолеваемых бегом, путем усложнения маршрута движений и т.п.;
Преодоление препятствий. Особенность: занятия проводятся на специально оборудованных полосах препятствия и на местности, имеющей естественные препятствия и заграждения. Обучение преодолению препятствий производится в начале без оружия, затем с оружием, а тренировка - с постепенным увеличением веса выкладки, усложнением условий преодоления препятствий.
Боевые приемы борьбы. Занятия проводятся как в зале со специальным покрытием, оборудованном боксерскими и борцовскими снарядами, так и на специально подготовленной яме с песком и опилками, на местности, а также в условиях, моделирующих определенную оперативную обстановку. Во избежание травм при проведении занятий особое внимание уделяется подготовке мест занятий, организма обучаемых к выполнению приемов, дисциплине занимающихся. Болевые приемы при обучении выполняются плавно, без рывков и по сигналу партнера (хлопками по телу или голосом - «Есть») немедленно прекращаются. Броски проводятся от середины к краям ковра. Разучивание приемов самостраховки и страховки осуществляется на первых занятиях, а в дальнейшем они постоянно совершенствуются. Обучение приемам ведется в парах, примерно равными по росту и весу. Приемы и действия, связанные с выполнением ударов, бросков и болевых приемов изучаются и совершенствуются в обе стороны, правой и левой конечностями сначала в медленном, а затем в быстром темпе. При обучении приемам обезоруживания на занятиях используются макеты ножей, пистолетов, автоматов и других предметов.
Лыжная подготовка. Особенности: на первом занятии руководитель проверяет умение личного состава ходить на лыжах. С не умеющими ходить на лыжах первые 2-3 занятия проводятся отдельно. Для обучения лыжным ходам выбирается защищенная от ветра ровная площадка (размером примерно 50 х 80 м), на которой в 5-10 м одна от другой прокладываются две замкнутые лыжни. Движение по лыжням производится в одном направлении.
Плавание и переправы вплавь. Занятия проводятся на специально оборудованных водоемах, водных станциях, в крытых и открытых бассейнах при t° воды не ниже +17°С. На первых занятиях по плаванию так же как и при проведении лыжной подготовки проверяется умение плавать и личный состав делят на три группы:
· первая группа - не умеющая плавать, не проплывающие 25 м;
· вторая группа - умеющая плавать, проплывающие 25 м, но не владеющие одним из наиболее выгодных в служебно-прикладном отношении способов плавания (на боку, брасс);
· третья группа - наиболее подготовленные пловцы, владеющие одним из указанных способов и проплывающие не менее 200 м.
Физические упражнения воздействуя на организм человека, выводят его из состояния гомеостаза (постоянства и устойчивости внутренней среды). Благодаря различным реакциям органов и систем организм после прекращения выполнения физических упражнений возвращается в гомеостатическое состояние. Поэтому для правильной организации и проведения занятий по ФП знание физиологических закономерностей деятельности организма при занятиях физическими упражнениями и основных методов оценки его реакции совершенно необходимо. Это касается не только специалистов в области ФП, но и всех, кто имеет к ней какое-либо отношение (кто занимается самостоятельно, кто организует, кто руководит процессом ФП).
Курсанты, в будущем офицеры МЧС, имеют к процессу ФП самое прямое отношение. Следовательно, они должны необходимым минимумом знаний в области регулирования физических нагрузок и определения реакции организма в процессе занятий ФП.
Врачебно- педагогический контроль (ВПК) является важной составной частью врачебного наблюдения за здоровьем людей, занимающихся физической культурой или её прикладной формой- физической подготовкой. Он обуславливает совершенствование процесса физического воспитания и спортивной тренировки в целях оптимизации оздоровительной направленности и усиления тренировочного воздействия занятий физическими упражнениями.
ВПК представляет собой совокупность мероприятий, позволяющих оценить эффективность занятий ФП на организм занимающихся и проводится специалистами по ФП совместно с представителями медицинской службы. Отдельные мероприятия по ВПК могут осуществляется командирами (начальниками) всех уровней и самими занимающимися.
Цель ВПК заключается в обеспечении улучшения физического состояния занимающихся, которые объединяет физическое развитие, функциональное состояние и физическую подготовленность человека.
Для достижения этой цели необходимо в процессе ВПК решить задачи медицинского обеспечения ФП, которые конкретизируются в следующих аспектах:
· определение адекватности физической нагрузки на различных формах ФП уровню физического развития, функционального состояния и физической подготовленности курсантов;
· оценка динамики различных показателей физического состояния занимающихся в течение семестра, учебного года;
· предупреждение травматизма.
О первых двух направлениях мы еще будем вести речь в последующих учебных вопросах лекции, а сейчас отметим основные составляющие профилактики травматизма:
· следить за исправностью спортивных снарядов, сооружений, тренажеров, спортивной обуви и одежды;
· соблюдать правильную методику и рациональную организацию занятий;
· поддерживать на занятиях твердую дисциплину и соблюдение требований к выполнению физических упражнений и правил спортивных соревнований;
· оказывать грамотную страховку и помощь при выполнении сложных упражнений;
· осуществлять контроль за состоянием занимающихся;
- проводить разъяснительно-пропагандистскую работу о необходимости и важности профилактической работы по предупреждению травматизма на занятия по ФП.