Управление дебиторской задолженностью. В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает необходимость в проведении расчетов со своими контрагентами

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает необходимость в проведении расчетов со своими контрагентами. Отгружая продукцию предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей.

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой.

Поэтому в течение периода времени от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности. Ее уровень определяется видом продукции, ситуацией на рынке, принятой на предприятии системой расчетов. В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каждой из форм реализации продукции в кредит.

Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности — товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

• Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.

• Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.

Выбор форм реализации продукции в кредит определяется отраслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции (товаров, услуг).

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

· современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

· общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

· сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;

· потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

· правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

· финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция.

Таким образом, эффективное управление текущей дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за товары, работы и услуги. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемые в контрактах.

При оценке кредитоспособности потенциального покупателя следует собрать о нем необходимую информацию, которая может быть получена из финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.

Так крупнейшее в США информационное агентство «Дан энд Брэдстрит» (Dun&Bradstreet) имеет информацию о кредитоспособности нескольких миллионов компаний.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам:

• срок предоставления кредита (кредитный период);

• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

• система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых ресурсов, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе.

Пример. Оценить целесообразность увеличения срока кредитования до двух месяцев, если это позволит увеличить продажи на 600 тыс. руб. в год. Предполагается, что у предприятия имеются резервные мощности, и увеличение продаж не связано с ростом постоянных затрат. Цена единицы изделия составляет 10 руб., при этом переменные затраты составляют 8 руб.

Дополнительная прибыль от увеличения продаж равняется маржинальной прибыли с дополнительных продаж

(10-8) х 60 тыс.шт. = 120 тыс. руб.

Дополнительная дебиторская задолженность, образованная в результате реализации программы кредитования составит:

Дополнительные продажи / Оборачиваемость дебиторской задолженности = 600 тыс. руб. / (12/2) = 600 / 6 = 100 тыс. руб.

Инвестиции в дебиторскую задолженность в данном случае составят =

Дополнительная дебиторская задолженность х (переменные издержки/цена) = 100 х (8/10) = 80 тыс. руб.

Если стоимость инвестиционных ресурсов составляет 20%, то затраты на увеличение дебиторской задолженности составят = 0,2 х 80 тыс. руб. = 16 тыс. руб.

Таким образом, в данном примере дополнительная прибыль составляет 120 тыс. руб., а дополнительные издержки – 16 тыс. руб. Исходя из представленных расчетом можно сделать вывод, что реализация программы кредитования является целесообразным.

Процесс управление дебиторской задолженностью должен предусматривать формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью. К их числу относится факторинг. Факторинг – это продажа дебиторской задолженности банку или финансовой компании. При этом покупатель берет на себя все кредитные риски и риски по востребованию денежных средств.

К преимуществам факторинга следует отнести быстрое предоставление денежных средств, снижение затрат на контроль дебиторской задолженности. Главным недостатком является высокая стоимость услуг факторинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: