Дела предприятия подлежат оформлению при их заведении и по
завершении года. Оформление дел включает комплекс работ по их
технической обработке и проводится сотрудниками соответствующих
структурных подразделений при методической помощи и под контролем
работников архива предприятия.
В зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное
оформление дел.
Полному оформлению подлежат дела постоянного, временного
(свыше 10 лет) хранения и по личному составу. Полное оформление дела
предусматривает: подшивку или переплет дела; нумерацию листов в деле;
составление заверительной надписи дела ( приложение 9); составление в
необходимых случаях внутренней описи документов дела ( приложение
10); внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки дела
(уточнение названия организации, индекса и заголовка дела, даты
заведения дела и др.).
Дела временного (до 10 лет включительно) хранения подлежат
частичному оформлению: дела допускается хранить в скоросшивателях, не
|
|
проводить пересистематизацию документов в деле, листы дела не
нумеровать, заверительные надписи не составлять.
В целях обеспечения сохранности и закрепления порядка
расположения документов, включенных в дело, все листы его, кроме
листов заверительной надписи и внутренней описи, нумеруют арабскими
цифрами валовой нумерацией в правом верхнем углу, не задевая текста
документа, простым графическим карандашом или нумератором.
Обложка дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения
оформляется по установленной форме (приложение 10а).
По окончании года в надписи на обложках дел постоянного и
временного (свыше 10 лет) хранения вносятся уточнения: проверяется
соответствие заголовков дел на обложке содержанию подшитых
документов, в необходимых случаях в заголовок дела вносятся
дополнительные сведения (проставляются номера приказов, протоколов,
виды и формы отчетности и т.п.).
Составление описей дел. На завершенные дела постоянного,
временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, прошедшие
экспертизу ценности, оформленные в соответствии с настоящими
требованиями, ежегодно составляются описи. На дела временного (до 10
лет) хранения описи не составляются.
Описи составляются отдельно на дела постоянного хранения; дела
временного (свыше 10 лет) хранения; дела по личному составу; дела со
специальной документацией (научные отчеты по темам, судебные и
следственные дела, рационализаторские предложения и т.п.).
На предприятии в каждом структурном подразделении описи на дела
постоянного хранения составляются ежегодно под непосредственным
|
|
методическим руководством архивной службы. По архивным описям
документы сдаются в архив. Описи, подготовленные структурными
подразделениями, служат основой для подготовки сводной описи
предприятия, которую готовит архив, и по которой он сдает дела на
государственное хранение.
При составлении описи дел соблюдаются следующие требования:
заголовки дел вносятся в опись в соответствии с принятой схемой
систематизации на основе номенклатуры дел; каждое дело вносится в
опись под самостоятельным порядковым номером (если дело состоит из
нескольких томов или частей, то каждый том или часть вносятся в опись
под самостоятельным номером). Порядок нумерации дел в описи – валовой
за несколько лет; порядок присвоения номеров описям структурных
подразделении устанавливается по согласованию с архивом. Графы описи
заполняются в точном соответствии с теми сведениями, которые вынесены
на обложку дела. При внесении в опись подряд дел с одинаковыми
заголовками пишется полностью заголовок первого дела, а все остальные
однородные дела обозначаются словами "То же". При этом другие
сведения о делах вносятся в опись полностью (на каждом новом листе
описи заголовок воспроизводится полностью). Графа описи "Примечания"
используется для отметок о приеме дел, особенностях их физического
состояния, о передаче дел другим структурным подразделениям со
ссылкой на необходимый акт, о наличии копий и т.п. Описи дел
составляются по установленной форме в трех экземплярах.
С момента заведения и до передачи в архив предприятия дела
хранятся по месту их формирования.
Руководители структурных подразделений и сотрудники,
отвечающие за делопроизводство, несут ответственность за сохранность
документов и дел.
Дела находятся в рабочих комнатах или специально отведенных для
этой цели помещениях, располагаются в запирающихся шкафах,
обеспечивающих их полную сохранность, предохраняющих документы от
пыли и воздействия солнечного света.
Вид системы хранения документации, которая используется фирмой,
зависит от ее размеров и типа работы.
Какой бы метод систематизации не использовался, полная система
хранения документации должна иметь следующие свойства:
– занимать как можно меньше пространства в канцелярии или
офисе,
– быть быстрой и простой для использования,
– иметь возможность увеличения или уменьшения,
– обеспечивать легкую локализацию требуемой информации,
– позволять надежно хранить конфиденциальную информацию,
– использовать правильную классификацию документов и дел.
В целях повышения оперативности поиска документов дела
располагаются в соответствии с номенклатурой дел. Номенклатура _______дел или
выписка из нее помещается на внутренней стороне шкафа (в службе ДОУ
или канцелярии).
На корешках обложек дел указываются индексы по номенклатуре
дел. Машинограммы, используемые в структурных подразделениях,
формируются в дела и хранятся на общих основаниях. Выдача дел другим
подразделениям или сторонним организациям производится с разрешения
руководства. На выданное дело заводится карта – заместитель дела.
Сторонним организациям дела выдаются по актам. Изъятие документов из
дел постоянного хранения допускается в исключительных случаях и
производится с разрешения руководителя с обязательным оставлением в
деле заверенной копии документа и акта о причинах выдачи подлинника.
В организациях могут быть использованы следующие типы систем
слежения за выданными документами (делами):
– алфавитные перечни,
– карточки выдачи,
– «пустые бумажники».
Передача дел на архивное хранение. Документы, образовавшиеся и
|
|
образующиеся в деятельности предприятия, имеющие историческое,
научное, социальное, экономическое, политическое, художественное или
иное культурное значение, входят в состав Архивного фонда Российской
Федерации и независимо от ведомственной принадлежности, времени
происхождения, места хранения, техники и способа закрепления
информации подлежат передаче на государственное хранение.
Для хранения документов Архивного фонда Российской Федерации
и документов временного (свыше 10 лет) срока хранения, имеющих
практическое значение, а также документов по личному составу, их учета,
использования, отбора и подготовки к передаче на государственное
хранение предприятие образует архив.
В своей практической деятельности архив предприятия
руководствуется законодательством Российской Федерации, приказами и
указаниями руководителя предприятия, нормативными и методическими
документами Росархива, других организаций Государственной архивной
службы Российской Федерации, положением об архиве предприятия.
Архив предприятия хранит документы предприятия, организаций–
правопреемников и при необходимости других организаций в
соответствии со списком организаций – источников комплектования
архива, утвержденным руководителем предприятия.
В архив передаются дела постоянного, временного (свыше 10 лет)
хранения и по личному составу. Их передача производится только по
описям.
Дела временного (до 10 лет включительно) хранения передаче в
архив, как правило, не подлежат; они хранятся в структурных
подразделениях и по истечении сроков хранения подлежат уничтожению в
установленном порядке.
Передача дел в архив осуществляется по графику, составленному
архивом, согласованному с руководителями структурных подразделений и
утвержденному руководителем канцелярии (службы ДОУ).
Прием каждого дела производится заведующим архивом в
присутствии работника структурного подразделения. При этом на обоих
экземплярах описи против каждого дела, включенного в нее, делается
|
|
отметка о наличии дела. В конце каждого экземпляра описи указываются
цифрами и прописью количество фактически принятых в архив дел,
номера отсутствующих дел, дата приема–передачи дел, а также подписи
заведующего архивом предприятия и лица, передавшего дела. Вместе с
делами в архив предприятия передаются регистрационные карточки на
документы. Заголовок каждой карточки включается в опись.