СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ.
В онтогенезе ребенок осваивает эти виды речи в разное время.
Также следует выделить относительно самостоятельные виды речи - письменную и устную речь.
Процесс речепонимания.
1. Он начинается с развернутого речевого потока, т.е. вы воспринимаете то, что вам говорят.
2. Из этого речевого потока должны быть выделены отдельные звуки, слова.
3. Отдельные звуки должны быть сложены вместе в некоторые группы, т.е. одно слово, за ним другое и т.д.
4. Параллельно с этим идет оценка эмоциональной характеристики.
5. Следующий этап - это выделение значащих единиц. Каждое слово несет какой-то смысл. Набор слов несет иной смысл. Необходимо вычленить этот смысл.
6. Выделение контекста воспринимаемого – «я держу ручку двери»; «я пишу ручкой».
7. Понимание переносного смысла (если это необходимо) – «цыплят по осени считают».
Таким образом, мы видит набор компонентов, из которых состоит речепонимание.
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ КОРКОВЫХ ОТДЕЛОВ МОЗГА.
Различные нарушения речи носят название а фазий. При афазии сохранны движения речевого аппарата, т.е. моторный компонент речи, остаются сохранными сенсорные компоненты, т.е. восприятие, но в то же время нарушается сложная структура речевого акта. А.р. Лурия выделяет 7 форм афазий.
Причины: поражение вторичных отделов височной области.
Основной дефект: нарушение понимания речи из-за невозможности выделить из речевого потока смыслоразличительные признаки речи - фонемы.
Симптомы:
· При максимальном нарушении - нарушение различения всех звуков - т.е. речь воспринимается как нечленораздельный шум.
· При средней тяжести - нарушение восприятия близких по звучанию фонем: д-т, в-ф.
· При легкой степени - нарушение восприятия отдельных звуков, а чаще трудности в различении слов, которые различаются по одной фонеме: забор-запор.
· Литеральные парафазии - замены букв: волос, колос. Реже встречаются вербальные парафазии, когда называется слово, близкое по смыслу, но не то, которое нужно повторить (мужественный – смелый). Подсказка не помогает.
· Отчуждение смысла слов. Больной как бы перестает понимать смысл того, что он говорит, он может правильно произнести слово, но не ответить, что оно означает.
· Симптом “словесная окрошка” - набор отдельных междометий, эмоциональных восклицаний, без главного речевого высказывания.
· Системные расстройства - нарушение чтения и письма: нарушается письмо под диктовку и чтение вслух.
Причины: поражение вторичной зоны височной области.
Основной дефект: нарушение слухоречевой памяти, т.е. невозможность удержания серии звуков, слогов и слов, которые произносятся вслух.
Механизм, который стоит за этим - это патологически повышенная тормозимость следов интерферирующих воздействие.
Интерференция - это взаимное влияние материала, который поступает в процессе переработки друг на друга. В ситуации запоминания слов - каждое последующее запоминаемое слово влияет на запоминание предыдущего.
Симптомы:
· Неудержание серий звуков, слов в виде сужения объема воспроизведения. Основной тест - предъявление нескольких групп по 2-3 слова в каждом. Дается первая группа. Затем дается вторая, затем спрашивается, какая была первая - он воспроизводит, какая была вторая - он воспроизводит.
· Эффект края, т.е. запоминаются элементы, которые были либо в начале, либо в конце предъявления.