Чистая прибыль компании

Прибыль от основной (операционной) деятельности

Валовая прибыль от реализации

GM = SR – CGS

OIn = SR – OC

OIn (operating income) – операционная прибыль

SR (sales revenues) - выручка от реализации

OC (operating costs) – операционные затраты

OC = CGS + ОЕ

CGS (cost of goods sold) – себестоимость

ОЕ (anothes operating expenses) – другие операционные расходы

Прибыль до вычета процентов и налогов отразим формулой:

EBIT = SR – ТС

EBIT (еarnings before interests and taxes)

SR (sales revenues) – выручка от реализации

ТС (total costs) – общие затраты и расходы

ТС = CGS + ОЕ + NE

CGS (cost of goods sold) – себестоимость продукции

ОЕ (anothes operating expenses) – другие операционные расходы

NE (non – operating expenses) – внеоперационные расходы

или

EBIT = OIn – NE

OIn (operating income) – операционная прибыль

NE – внеоперационные расходы

Прибыль до вычета налогов (налогооблагаемая база)

EBT = EBIT - ∑ Int

∑Int (interests) – сумма процентов к уплате

NIn = EBT – Т

NIn (net income) – чистая прибыль

EBT (earnings before taxes) – прибыль до вычета налогов (налогооблагаемая база)

Т (taxes) – сумма налоговых платежей.

Т.к. ряд показателей отчетности российских предприятий отсутствует, эти показатели должны быть рассчитаны дополнительно.

Для принятия финансовых решений необходимо иметь четкую классификацию доходов и расходов, прибылей и убытков, а также иметь возможность обособленно анализировать влияние внутренних факторов эффективности деятельности предприятия, учитывать особенности налоговой политики.

(Необходимо обратить внимание на то, что одной из важнейших задач управления фин. ресурсами компании является определение налогооблагаемой базы, выявление «узких мест» в налоговом законодательстве, позволяющих фирмам уходить от уплаты налогов путем занижения показателей фин. отчетности и использования различных методов сокрытия их реальных доходов) появление «грязных денег» теневая экономика неэффективная система налогообложения, завышенные ставки налогов, несовершенство налогового законодательства.

               
   
   
 
   
Мультипликатор финансового рычага
 
 

                                                   
   
     
 
 
     
Выручка от реализации
       
Активы
 
     
 
 
   
 
   
 
   
Операционные
 
Административные и коммерческие
       
По неосновной деятельности
 
 
 


Тема: Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов.

Анализ финансового состояния предприятия основывается на показателях, характеризующих степень ликвидности предприятия, его деловую активность, эффективность управлениями источниками средств, рентабельность и рыночную активность фирмы.

Основные финансовые показатели:

1) Показатели ликвидности – относительные показатели, позволяющие ответить на вопросы: будет ли фирма в состоянии погасить в срок свои обязательства, будет ли компания испытывать трудности при выполнении этих обязательств?

Ликвидность- способность превращения активов фирмы, ценностей в наличные деньги, мобильность активов; характеризует степень, в которой активы фирмы являются ликвидными, что позволяет ей вовремя уплачивать свои долги, а так же использовать новые возможности инвестирования. Ликвидность можно рассматривать с двух сторон: 1) как время, необходимое для обращения актива в денежную форму. 2) как вероятность продать актив по определенной цене.

Коэффициенты: а) текущей ликвидности

Б) быстрой ликвидности

В) абсолютной ликвидности

Г) чистый оборотный капитал (current ratio)

Д) коэффициент текущей ликвидности - отношение оборотных средств к краткосрочным пассивам.

Ас- (current assets)- оборотные активы

Lc- (current liabilities) - краткосрочные обязательства.

Один из основных показателей платежеспособности. Согласно общепринятых международными стандартами он должен находиться в пределах от 1 до» (иногда3). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств д.б. достаточно, по меньшей мере, для погашения краткосрочных обязательств иначе компания окажется под угрозой банкротства. Превышение верхней границы будет означать нерациональную структуру капитала. Особенно важен анализ динамики этого показателя.

Коэффициент быстрой текущей ликвидности (quick ratio)- отношение ликвидной части оборотных активов к краткосрочным пассивам. Это частный случай 1-го коэффициента, раскрывающий отношение наиболее ликвидной части оборотный ср-в (денежных ср-в, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности), которая рассчитывается как разница оборотных средств и запасов к краткосрочным пассивам. По международным стандартам уровень его д.б.>1. В России его оптимальное значение определено как 0.7-0.8 Inv-(inventories)-товарно-материальное значение

Cash – денежные средства.

MS (marketable securities) - легкореализуемые, высоколиквидные ценные бумаги

Acr (account receivable) - дебиторская задолженность.

Коэффициент абсолютной ликвидности (absolute quick ration)- отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам. На Западе этот показатель рассчитывается редко. В России оптимальный уровень – 0.2-0.25. Cash- наличные ден. ср-ва в кассе и ден. ср-ва на расчетном счете. Lc (current liabilities) - краткосрочные об-ва.

Чистый оборотный капитал (Net current assets)- разность между оборотными активами и краткосрочными обязательствами.

Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финн. Устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет достаточные финн. Ресурсы для расширения своей деятельности. Наличие чистого оборотного капитала служит для инвесторов и кредиторов положительным сигналом к вложению средств в данное предприятие.

Анализ коэффициентов ликвидности не всегда вскрывает финансовую слабость или мощь компании, но он может выявить «из ряда вон выходящие фирмы» Когда такое отклонение налицо, аналитик должен выяснить его причину. Возможно, отрасль оказалась чрезмерно ликвидной, и фирма является вполне платежеспособной, но имеет относительно низкие показатели ликвидности. Считается, что фирма, оборотный капитал которой состоит преимущественно, из денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности, более ликвидная, чем фирма, оборотный капитал которой состоит преимущественно из товарно-материальных запасов, поскольку для их реализации необходимо время и наличие потенциальных покупателей.

2) Показатели управления активами компании (коэффициент деловой активности)- относительные показатели, предназначенные для оценки эффективности использования активов фирмы и позволяющие ответить на вопрос: оптимален ли объем тех или иных активов компании с позиции, выполнения текущей производственной программы? Если величина активов неоправданно завышена, компании придется нести дополнительные расходы (процент по дополнительным банковским ссудам), что негативно скажется на прибылях. С другой стороны, если величина активов недостаточно для выполнения производственной программы, могут быть утрачены выгодные коммерческие сделки.

Коэффициенты а) Оборачиваемости запасов б) оборачиваемости дебиторской задолженности в днях. В) фондоотдача. Г) ресурсоотдача.

А) Коэффициент оборачиваемости запасов (inventory turnover)-оптимальные выручки от реализации к запасам; отражает скорость реализации товарно-материальных запасов компании. Чем выше этот показатель, тем устойчивее финансовые положение фирмы, что особенно актуально при наличии значительной задолженности.

SR (sales revenue) - выручка от реализации

Inv (inventories)-товарно-материальные запасы.

Б) Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях(days sales outstanding, DSO)-средний промежуток времени, в течение которого фирма, продав свою продукцию, ожидает поступления денег. Рассчитывается как отношение дебиторской задолженности к средней ежедневной выручки от реализации (выручка от реализации делится на 360 дней). Этот показатель отражает условия, по которым фирма реализует свою продукцию. Он показывает, через, сколько дней в среднем фирма получит деньги за отгруженную продукцию (если этот период больше предусмотренного в контракте, стоит пересмотреть свои отношения с клиентами). Естественно, большое значение этого показателя говорит о значительных льготах, предоставляемых клиентами данного предприятия, что может вызвать настороженность кредиторов и инвесторов. Полезно сравнить этот показатель с показателем оборачиваемости кредиторской задолженности, чтобы сопоставить условия коммерческого кредитования, которым пользуется предприятие у других компаний, с тем условием кредитования, которое оно предлагает другим предприятиям.Acr (account receivable) - дебиторская задолженность

SR: 360 (days sales revenue)-ежедневная выручка от реализации

Этот показатель может рассчитываться и как относительный. В этом случае он определяется как отношение выручки от реализации к дебиторской задолженности. Он должен стремиться к более высокому значению, что будет означать незначительную долу дебиторской задолженности и ее высокую оборачиваемость.

В) Коэффициент фондоотдачи (fixed assets turnover)-отношение объема реализованной продукции (выручка от реализации) к среднегодовой стоимости основных фондов, характеризует оборачиваемость средств, вложенных в основные фонды. Повышение фондоотдачи м.б. достигнуто: повышением объема реализуемой продукции, за счет относительно невысокого удельного веса основных средств, за счет более высокого технического условия основных средств. Чем выше этот показатель, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий показатель фондоотдачи говорит о неэффективном использовании активных средств.FAnet (net fixed assets)-чистые основные средства.FA (fixed assents) - основные средства. Am (amortization)-амортизация.

Г) Коэффициент ресурсоотдачи (total assets turnover)-отношение выручки от реализации ко всем активам баланса; отражает оборачиваемость средств, вложенных во все активы фирмы. Характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов независимо от источников их привлечения, т.е. показывает, во сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде выручки, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Если этот показатель невелик, значит, возможно, размер активов слишком раздут, и необходимо избавиться от неработающих активов. Для анализа данного показателя важны сравнение его со средними по отрасли и учет применяемого метода начисления амортизации.SR (sales revenue)-выручка от реализации. А(assets)-активы.

3) Показатели управления источниками средств - характеризуют структуру капитала, т.е. соотношение заемных и собственных средств. Эти показатели характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. Они отражают способность предприятия погасить долгосрочную задолженность.

Коэффициенты: а) доля заемных средств в общей сумме источников финансирования.

Б) собственности, в) капитализации. Г) Покрытия.

Доля заемных средств в общей сумме источников финансирования. (Debt –to-Assets) D/A, показывает, какая доля активов профинансирована за счет заемных средств. В состав заемных средств включается кратко- и долгосрочные обязательства.Lc (current liabilities)-краткосрочные обязательства.

Ll (long-tern liabilities)-долгосрочные обязательства.

Коэффициент собственности (Equity-to-Assets? E/A)-отношение собственного капитала к активам; показывает, какая доля активов была профинансирована за счет собственных средств. Уровень, характеризующий достаточно стабильное финансовое положение при прочих равных в глазах инвесторов и кредиторов условиях, равен 60%, что считается защитой от больших потерь в периоды спада деловой активности предприятия и гарантией получения кредитов.E (equity)-собственный каптал.

А(assets)-активы.

Коэффициент капитализации (Debt-to-Equity D/E) – пропорция между заемными средствами. Обратный ему показатель финансового левериджа рассчитывается как отношение собственного капитала к заемным средствам E/D(рассмотрим позже)

Коэффициент покрытия (коэффициент обеспеченности процентов к уплате) (times interest earned, T/E)-отношение прибыли до выплат процентов и налогов к сумме процентов к уплате. Он отражает степень защищенности кредитов от невыплат процентов за предоставленный кредит. По этому показателю судят, сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средств для выплат процентов по займам.

EBIT (earnings before interests and taxed) –прибыли до вычета процентов и налогов (interests) - сумма процентов к уплате.

4) Показатели рентабельности- показатели обобщенной характеристики эффективности работы компании в целом, показывающие, насколько прибыльна деятельность компании.

Рентабельность реализованной продукции(profit margin on sales) –отношение чистой прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций к выручке от реализации. По этому показателю узнают, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции. где NInc (net common income)- читая прибыль, доступная владельцам обыкновенного каптала

SR (sales revenue) –выручка от реализации

Divpr (dividends of preferred stockholders) - дивиденды по привилегированным акциям.

Qpr (quantity of preferred stocks) – количество выпущенных привилегированных акций

Коэффициент генерированных доходов (basic earning power)- отношение прибыли до выплаты процентов и налогов к активам компании; показывает, сколько прибыли принесла каждая денежная единица, вложенная в активы компании. Используется для того, чтобы можно было сравнивать показатель генерированных доходов данного предприятия с аналоговым показателем конкурирующего предприятия, находящегося в других налоговых ситуациях. где EBIT (earnings before interests and taxes)

A (assets) - активы

Рентабельность активов (rate of return on total assets ROA) – отношение чистой прибыли, доступной держателям обыкновенных акций к среднегодовой стоимости активов. Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли независимо от источника привлечения этих средств. Наиболее важный индикатор конкурентоспособности предприятия по сравнению со среднеотраслевым значением.

Рентабельность собственного капитала (rate of return on common equity ROE)- отношение чистой прибыли обыкновенных акционеров к обыкновенному акционерному капиталу. Этот показатель характеризует отдачу на сделанные акционерами инвестиции; позволяет определить эффективность использования капитала инвестированного собственниками, и сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. EC- (common equity)- собственный обыкновенный капитал.

Ec =E-Epr где, E (equity) - собственный капитал Eps (preferred equity) – капитал, сформированных акций.

5) Показатели рыночной активности фирмы – характеризуют положение фирмы на рынке ценных бумаг. Они соотносят рыночную цену акции фирмы с ее учетной ценой и доходом на акцию. Эти коэффициенты позволяют администрации получить представления о том, как инвесторы относятся к текущей и перспективной деятельности компании. Если показатели ликвидности, финансовой устойчивости, оборачиваемости и рентабельности в порядке, то и коэффициенты рыночной активности будут высокими, а цена акций будет, возможно, наиболее высокой.

Коэффициенты: а) ценности акций б) котировки акций в) выплат дивидендов

А) Коэффициент ценности акции (price earnings ratio? P/E) – отношение рыночной цены акции к доходу на одну акцию; если этот показатель ниже среднеотраслевого, то руководству компании следует задуматься о причинах заниженной оценке акций своей компании на рынке ценных бумаг. Этот коэффициент показывает, сколько хотят платить инвесторы за рубль объявленной прибыли. Pm (market price) – рыночная цена (рыночной курс обыкновенной акции

EPS (earnings per share) – прибыль, доступная обыкновенным акционерам, в расчете на одну обыкновенную акцию NInc (net common income) - чистая прибыль, доступная обыкновенным акционерам.

QC (quantity of common shares) – количество выпущенных обыкновенных акций

Б) Коэффициент котировки акций (market / book; M/B) – отношение рыночной цены акции к ее балансовой стоимости. Рыночная цена акции компании с относительно высоким коэффициентом рентабельности собственного капитала обычно превышает учетную цену. Если этот показатель, ниже, чем по отрасли, возможно фирму считают недостаточно доходной. Балансовая стоимость акции определяется отношением обыкновенного акционерного капитала к числу обыкновенных акций в обращении. Этот показатель в значительной степени зависит от того, в какой отрасли функционирует предприятие

Pm (market price) – рыночная цена обыкновенной акции

Pb (book price) – балансовая стоимость обыкновенной акции

Ec – обыкновенный капитал, QC - количество выпущенных обыкновенных акций

В) Коэффициент выплат дивидендов (dividends / earnings per share)- показатель доли выплачиваемых дивидендов в чистой прибыли на акцию. Особенностью анализа данного показателя является то, что не существует «плохого» или «хорошего» уровня. Наиболее общим критерием является то, что он не должен превышать 1. Если это условие выполняется, то делается вывод, что компания заработала достаточно прибыли для выплаты дивидендов. DPS (dividends per share) – дивиденды в расчете на одну акцию.

Divc (dividends on common stocks) – сумма дивидендов, распределяемая между обыкновенными акционерами.

NInc (net common income) – чистая прибыль, доступная обыкновенным акционерам.

- количество выпущенных акций.

Анализ системы финансовых коэффициентов показывает, что они затрачивают интересы основных участников отношений, складывающихся с данной компанией, среди которых можно в отдельную группу выделить:

· Акционеров компании

· Краткосрочных кредиторов

· Долгосрочных кредиторов

Представим следующие подсистемы коэффициентов, отражающих интересы каждой выделенной группы лиц:

А) Акционеров:

1) прибыль на акцию (EPS) (берется из отчета о прибылях и убытках)

2) коэффициент рыночной стоимости акций (P/E)

3) коэффициент выплат дивидендов Kdiv

4) рентабельность активов (ROA)

5) рентабельность собственного капитала (ROE)

Б) Краткосрочных кредитов:

1) коэффициент текущей ликвидности (Kc)

2) коэффициент быстрой ликвидности (KG)

3) оборачиваемость ТМ запасов (Kti)

4) оборачиваемость дебиторской задолженности (DSO)

В) долгосрочных кредитов:

1) обеспеченность процентных платежей (TIE)

2) коэффициент капитализации (D/E)

3) показатель доли заемных средств в финансировании активов (D/A)

Полный анализ финансовой отчетности подразумевает и анализ коэффициентов, и вертикальный анализ, а также факторный анализ по схеме фирмы «Дюпон». Он демонизирует зависимость показателя «рентабельность собственного капитала» (ROE) от трех основных факторов.

1)Рентабельность реализованной продукции Rent Sr

2)Ресурсоотдачи

3)Структуры капитал

Проведем факторный анализ по формуле Дюпон. ROA (return of assets) –рентабельность активов.

- мультипликатор финансового рычага.

А- assets – активы

Е- equity – способный капитал

где, -рентабельность реализации

- коэффициент ресурсоотдачи.

По результатам анализа финансовый менеджер может принять решение об увеличении рентабельности реализации путем:

1). Уменьшение расходов

2). Повышением цен на реализуемую продукцию

3). Превышение темпов роста объема реализации над темпами роста расходов

4). Использование более дешевых сырья и материалов

5). Сокращение условно – постоянных расходов на рекламу

Воздействие на второй фактор, повышение скорости оборота активов может быть обеспечено посредством увеличения объема реализации при сохранении активов на постоянном уровне или при уменьшении активов, для чего следует:

1). Снизить материально – производственные запасы

2). Ускорить темпы оплат дебиторской задолженности

3). Выявить и ликвидировать неиспользованные основные средства

4). Использовать денежные средства, полученные в результате вышеперечисленных действий для погашения долга, выкупа своих акций или для вложения в другие более доходные виды деятельности.

Анализ финн. положения, сделанный осторожно и обдуманно, может создать надежную картину финансового состояния фирмы.

Рентабельность собственного капитала

 
 


Рентабельность активов · Мультипликатор финансового рычага

Рентабельность реализации Ресурсоотдача

Чистая прибыль   Выручка от реализации   Выручка от реализации   Активы

Выручка от реализации   Все затраты

Расходы периода Проценты   Налоги   Дивиденды по привилегированным акциям

Операционные   Административные и коммерческие   По неосновной деятельности

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: